Анна Ким
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологические интересности: учим детей любить родную природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников
Экологические интересности: учим детей любить родную природу
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2021 – 2022 учебный год).
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников „Экологические интересности: учим детей любить родную природу“» размещена в разделах
Одна из основных задач образования, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная
проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,
экологическая культура ныне живущих людей, могут вывести планету и
человечество из того катастрофического состояния, в котором они
пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития
ребёнка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих
экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум,
чувства, волю.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском
саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы
идеи экологического образования реализовались через разные виды
деятельности ребенка: музыкальную, изобразительную, физическую, экспериментирование, наблюдение, труд, игру. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, a лишь тогда, когда они имеют деятeльнoстныe формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания
состоит в использовании разнообразных методов и приёмов работы:
. экологические экскурсии;
. уроки доброты. уроки мышления;
. экологические кружки;
. экологические конкурсы;
. экологические аукционы, викторины, марафоны;
. экологические сказки;
. клуб исследователей природы;
. лаборатория юного эколога;
. составление экологических карт;
. экологические выставки и экспозиции;
. экологические музеи;
. дни экологического творчества;
. экологические праздники и фестивали.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому
воспитанию, является реализация комплексного подхода, создание среды, в
которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное
отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с
детьми, участвуют в природоохранной деятельности.
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
1. Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора.
2. Отработка в процессе игры практический навык уборки мусора в специально отведенное для этого место.
3. Формирование потребности в чистоте на улицах города, в лесу, на водоемах.
4. Формирование у детей представления о причинно-следственных связях между природными явлениями.
5. Воспитание чуткого, гуманного отношения ко всему живому, желание сохранить первозданную красоту природы.
6. Разработка плана мероприятий
7. Реализация содержания проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (01.09.2021г. -31.12.2021г.):
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
Основной этап (10.01.2022г. - 30.04.2022г.):
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
Заключительный этап (01.05.2022г. – 31.08.2022г.):
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, издание методического журнала.
Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научности, доступности, проблемности, системности, последовательности, наглядности, гуманизма, прогностичности, деятельности, интеграции, целостности, конструктивизма, регионализма, преемственности, безопасности.
Для решения поставленных задач работа велась в трех направлениях:
• Работа с педагогами: анкетирование, семинары-практикумы, консультации, педагогические советы, контроль.
• Работа с детьми: специально организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка.
• Работа с родителями: мероприятия с детьми и родителями, родительские встречи, клубы, консультации и наглядная информация, анкетирование.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повышение экологической культуры педагогов, понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнение развивающей среды в группах;
- повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Дети:
- формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;
- понимание взаимосвязи в природе, бережное отношение к ней, животным, птицам, насекомым;
- интерес к явлениям и объектам природы;
- умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- повышение уровня экологических знаний;
- повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Ссылка на методический журнал "Экологические интересности: учим детей любить родную природу":