Дарья Бессонова
Инновационный проект «Горжусь своим земляком». Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект . Видео
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Василёк»»
муниципального образования – Михайловский муниципальный район
Рязанской области
Инновационный проект
«Горжусь своим земляком»
(жизнь и творчество композитора В. И. Агапкина)
Выполнила:
Бессонова Дарья Игоревна,
Музыкальный руководитель
Публикация «Инновационный проект „Горжусь своим земляком“, Видео» размещена в разделах
Участники: педагоги, дети подготовительной группы, родители, сотрудники музея, участники духового оркестра.
Длительность: долгосрочный (в течение учебного года).
Введение
Академик Д. С. Лихачё в говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Внедрение в отечественную систему образования Федеральных государственных стандартов (ФГОС) потребовало от каждого образовательного учреждения серьёзных изменений, призванных повысить уровень образования в соответствии с требованиями современности.
Позитивная социализация ребёнка, его всестороннее личностное, морально-нравственное и познавательное развитие инициативы и творческих способностей, учитывающее возраст и соответствующий ему основной вид деятельности, сотрудничество с взрослыми и сверстниками – таковы приоритеты государства в сфере дошкольного образования, позволяющие сформировать физически и духовно развитую личность, инициативного, самостоятельного, позитивного члена общества.
Актуальность
В последнее время мы наблюдаем подъё м чувства патриотизма у подрастающего поколения: создаются юнармейские отряды в школах, развивается волонтёрское движение, всё больше и больше молодёжи выходят в «Бессмертный полк». А спортивные достижения наших команд на спортивных соревнованиях мирового уровня, и особенно футболе, гимнастике, фигурном катании - подвигли всех, от мала до велика, гордится своей Родиной. Впервые наш русский парень 16 лет, завоевал 1-ое место на Евровидении классической музыки. И таких значимых событий, произошедших в стране в последнее время, можно перечислять очень много. Самое главное для нас, педагогов, грамотно использовать эту ситуацию для воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения, в том числе, и у дошколят, так как дети в этом возрасте очень искренни, умеют сочувствовать и сопереживать. И эти эмоции остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма.
Но, в первую очередь, любовь к Родине начинается с любви к малой Родине. На сегодняшний день – это и запрос общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой Родине, о его истории, культуре, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к краю и Родине. Дошкольник прежде должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
И в Концепции дошкольного воспитания подчёркивается необходимость организации в ДОУ специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учётом национальной культуры и традиций региона. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Новизна проекта
Часто приходится слышать мнение, что тема, выбранная нами, не представляет ничего нового.
Но в детских садах знакомство с творчеством В. И Агапкина – нашего земляка - происходит либо эпизодически, либо не происходит совсем. Мы же вовлекли в данный проект не только родителей, но и музыкантов «живого» духового оркестра им. Агапкина, педагогов и учащихся школы Искусств, носящей имя композитора, работников Михайловского исторического музея и филиала, находящийся на родине В. И. Агапкина, в селе Жмурово. Дети во время проекта получили знания инструментов духового оркестра, увидели их многообразие и услышали звучание инструментов сольно и в оркестре.
Мы оформили в пространстве детского сада Аллею Славы Рязанского края, в которой портрет композитора занимает достойное место: лэпбук, представляющей собой мини-музей по интересным фактам композитора. На занятиях, праздниках активно используем ИКТ. Дети могут слышать великие произведения композитора в исполнении разных оркестров, включая иностранные, видеть на экране парады Победы, где обязательно и очень современно звучит марш «Прощание Славянки».
Ценность данного проекта заключается в том, что каждый педагог района, области, нашей необъятной страны может использовать материал, разработанный нами в своём образовательном процессе. Любить Родину, людей, которыми мы гордимся – это будет всегда ново, современно и актуально. Только тогда мы можем воспитать новое поколение не только свободно владеющими современными гаджетами, но ещё и с огромной душой.
Главной целью проекта является вовлечение всех участников процесса детей, родителей и педагогов, музыкантов района, работников Михайловского исторического музея – в единое действие, основой которого стало воспитание патриотизма и формирование будущего гражданина через знакомство с жизнью и творчеством известного композитора В. И. Агапкина.
Задачи:
• Создать условия для продуктивного взаимодействия детей и взрослых;
• Познакомить детей и их родителей с биографией и творчеством
В. И. Агапкина;
• Формировать у детей, родителей, педагогов интерес к культурным ценностям малой Родины посредством знакомства с творчеством нашего земляка В. И. Агапкина;
• Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
• Воспитывать у детей интерес к музыке и ее создателям, прививать любовь к произведениям военных лет;
• Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине, воспитывать патриотов, защитников своей страны.
Формы работы
• Создание развивающей среды (портрет композитора на Аллее славы Рязанского края в пространстве детского сада, создание лэпбука с биографией и фотографиями композитора, собрание музыкальных произведений, видеофильмов и презентаций);
• Тематические занятия;
• Беседы о композиторе;
• Связь с социумом (экскурсии в Михайловский исторический музей, творческие встречи с духовым оркестром им. Агапкина);
• Взаимодействие с родителями;
• Итоговые мероприятия.
Этапы проекта :
I-ый этап. Подготовительный:
• разработка проекта, формулирование цели и задач;
• создание совместно с родителями и педагогами ДОУ развивающей среды (портрет композитора на Аллее славы Рязанского края в пространстве детского сада, лэпбук с биографией и фотографиями композитора, собрание музыкальных произведений, видеофильмов и презентаций);
• оформление и подбор совместно с родителями и педагогами материалов для дидактических игр, викторины «Угадай мелодию», квест-игры «Путешествие в страну произведений В. И Агапкина».
II -ой этап. Основной, реализация проекта (работа с детьми) :
• непосредственно образовательная деятельность (слушание произведений композитора, в том числе и в исполнении «живого» духового оркестра, выполнение музыкально-ритмических движений в соответствии с различными жанрами музыки, созданной В. И. Агапкиным, дидактические игры);
• чтение литературы о композиторе;
• рассказывание познавательных рассказов о жизни и творчестве
В. И. Агапкина;
• рассматривание картин, иллюстраций с военной тематикой:
• подбор и просмотр презентаций и видеороликов по теме;
• посещение музея, творческие встречи с духовым оркестром им.
В. И. Агапкина.
III – ий этап. Заключительный:
• проведение викторины «Угадай мелодию», квест-игры «Путешествие в страну произведений В. И. Агапкина»;
• совместные итоговые выставки творческих работ;
• презентация проекта, оформление лэпбука;
• анализ результатов реализации проекта;
• обработка и оформление материалов проекта.
Описание работы
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития нашего детского сада «Василёк» г. Михайлова, где весь образовательный процесс строится с опорой на региональные особенности края и взаимосвязь знаний разных областей.
Это - создание развивающей среды
- в каждой группе (уголки Михайловского кружева, герб Михайлова, символика России, изделия народных промыслов, альбомы с репродукциями картин местных художников, сборники стихов Михайловских поэтов и т. д.);
- на территории детского сада (музей «Русская изба»; Аллея Славы рязанского края, «Михайлов – город воинской доблести»» экскурсоводное древо «Михайлов раньше и сейчас»; выставка картин Михайловских художников, экспозиции которых меняются каждые 1,5-2 месяца); искусственный лес, который меняется в зависимости от сезона, и который дети могут посещать в любую погоду за окном, знакомясь с растительным и животным миром средней полосы;
- на улице создана экологическая тропа, где в полном объёме продемонстрирована природа нашей местности (деревья, луговые цветы, лекарственные травы, огород) с островками здоровья и безопасности, метеостанцией и т. д.
На вышеупомянутой Аллее Славы рязанского края среди известных музыкантов находится портрет нашего земляка композитора Василия Ивановича Агапкина.
В нашем районе помнят и чтят композитора: на его родине в селе Шанчерово открыт памятник, Школа искусств и духовой оркестр города носит имя нашего земляка, в филиале Михайловского исторического музея в селе Жмурово создан музей известного композитора.
Поэтому нам хотелось, как можно раньше рассказать детям о личности, творчество которой стало известно на всю Россию.
Мы разработали проект «Горжусь своим земляком» (композитор В. И. Агапкин, состоящий из интегрированных мероприятий, которые обогатили процесс познания и воспитания, побуждая детей к разнообразной творческой деятельности. Данный материал мы используем на занятиях, а также к празднованию Дня Победы, ко Дню защитников Отечества, Дню России и других государственных праздников, так как музыка духовых оркестров, а именно для них сочинял музыку композитор и дирижёр с русским именем Василий Иванович Агапкин, как никакая другая, олицетворяет героизм, мужество наших воинов, мощь и славу русского оружия. И именно его музыка, в том числе и знаменитая «Прощание Славянки» стали неотъемлемой частью величия Российской культуры.
Данный проект реализует такие принципы, декламируемые ФГОС, как содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Знания, полученные от данного проекта, закрепляем, используя все образовательные области.
1. Художественно-эстетическое развитие
2. Познавательное развитие
3. Социально-коммуникативное развитие
4. Речевое развитие
5. Физическое развитие
«Познавательное развитие» расширение кругозора детей посредством знакомства с биографией и творчеством В. И. Агапкина; с духовым оркестром и его инструментами.
«Художественно-эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений В. И. Агапкина (словесного, музыкального, изобразительного); закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
«Социально-коммуникативное развитие» развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу через знакомство с биографией и произведения В. И. Агапкина;
«Речевое развитие» использование музыкальных произведений В. И. Агапкина с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений; практическое овладение воспитанниками нормами речи;
«Физическое развитие» развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений В. И. Агапкина в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;
В рамках данного проекта успешно решается задача организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, их вовлечения непосредственно в образовательный процесс. Родители получили возможность предварительной работы с детьми (собрать материал о биографии композитора, организовать экскурсии в Михайловский исторический музей). Родители активно вовлекаются и в мероприятия, проводимые в форме квеста и популярной телепередачи «Угадай мелодию». Вовлеченность родителей в эти мероприятия оказалась очень высокой, их активность и заинтересованность направлена не столько на результат (выиграть конкурс, сколько на процесс.
Вывод
Проект «Горжусь своим земляком» обусловлен простотой и доступностью. У детей сформировалось эмоционально-ценностное восприятие произведений музыкального искусства композитора и музыканта.
Кроме этого проект развивает ценностные ориентации и социализацию дошкольников, включая не только уважительное отношение к творчеству нашего земляка, но и чувство гордости за свою малую родину.
Надеемся, что знания о нашем земляке останутся у детей в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма, в формировании будущего гражданина.
Список использованной литературы
1. Соколов В. Прощание славянки: Жизнь и творчество В. И. Агапкина – автора популярного марша. М. ,1987.
2. Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Радуница.
3. Чумов Л. Е. Агапкин Василий Иванович // Очерки о трубе и трубачах в России. — М. : Московская консерватория, 2004.
4. Губарев И. Духовой оркестр. Краткий очерк. М. : Советский композитор, 1963
5. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. 2. - М. : Музыка, 1973
6. Инструменты духового оркестра. Составитель Б. Т. Кожевников. М. : Музыка, 1984