Анастасия Гуляева
Инновационный проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
1 СЛАЙД.
Тема инновационного проекта : «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
2 СЛАЙД.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта.
Введения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО:
Публикация «Инновационный проект „LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Познавательное, Речевое и Социально-коммуникативное развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна проекта :
Проекта заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
3 СЛАЙД.
Цель проекта :
Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO и робототехники.
Задачи проекта :
Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WEDO, ROBOLAB RCX, LEGO DUPLO, LEGO DASTA.
Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
4 СЛАЙД.
Формами работы являются:
Образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Основные методы:
словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
наглядный (показ, работа по инструкции);
практический (сборка моделей);
репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
исследовательский метод;
метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
5 СЛАЙД.
Планируемые результаты:
Ребенок проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
Ребенок техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
Ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT;
Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
Ребенок создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT.
Формы проведения итогов реализации проекта :
Конкурс детских построек на муниципальном, региональном, всероссийском уровне;
Совместная проектная деятельность детей и родителей;
Совместная деятельность детей и воспитателей.
Содержание проекта реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым.
6 СЛАЙД.
ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия (На слайд). Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
7 СЛАЙД.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная идея проекта заключается реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO. (На слайд).
Технология. Проектирование
Технология. Реализация проекта.
Развитие речи.
ФЭМП
8 СЛАЙД.
В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности. Первый и второй этапы носят подготовительный характер.
1 этап. Реализуется в рамках обязательной части основной общеобразовательной программы детского сада. Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование» на основе методических разработок М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».
Возрастная категория: с 3 до 4 лет.
Детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В совместной с педагогом деятельности дети осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику.
Возрастная категория: с 4 до 5 лет.
Дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
9 СЛАЙД.
2 этап. Реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы детского сада, как дополнительное образование «Конструирование с использованием робототехники». Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным.
Возрастная категория: с 5 до 6 лет.
В данном этапе преобладает познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- WеDо. Организация образовательной деятельности, на данном этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.
10 СЛАЙД.
3 этап. Реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы детского сада, как дополнительное образование «Конструирование с использованием робототехники».
Возрастная категория: с 6 до 7 лет.
В данном этапе преобладает познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.
Предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов : LEGO- WeDO, ROBO-KIDS; Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Занятие конструированием, программированием, исследованием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в проекте «LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширениями круга интересов.
11 СЛАЙД.
Освоение навыков робото-конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединение деталей.
На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают спектакли, задействуя а них модели.
12 СЛАЙД.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ LEGO КОНСТРУИРОВАНИЯ И РОБОТОТЕХНИКИ В ДОУ
Зонирование кабинета предполагает:
Первая часть – для педагога-организатора, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол для педагога.
Во второй части (по периметру кабинета) размещены стеллажи для контейнеров с конструктором.
В третьей части (центр кабинета)– для проведения совместной деятельности с детьми и родителями. Интерактивная доска и компьютер, для демонстрации видео материала, технологического процесса, освоения основ программирования.
Для эффективной организации занятий по LEGO конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать LEGO на занятиях, он должен пощупать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свою одно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.
13 СЛАЙД.
Этапы реализации проекта :
I этап (подготовительный) – разработка проекта :
Создание кабинета робототехники для воспитанников второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп на базе МБДОУ Чычымахский детский сад «Туйаара» :
Изучить и определить место и роль кабинета робототехники в условиях детского сада.
Изучение технологии учебного процесса оптимальные для дошкольников при изучении основ робототехники и конструирования.
В детском саду разработать перспективное планирование по LEGO-конструированию и робототехнике.
Создание взаимодействия между педагогами дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, родителями, воспитанниками в рамках созданного проекта.
Обучение педагогов (работающих на второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах) через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по эффективному использованию ИКТ и образовательной робототехнике.
Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочих программ, обеспечивающих интегрированный подход к организации образовательного процесса по ИКТ и образовательной робототехнике.
Организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра
14 СЛАЙД.
II этап (практический) – практическое осуществление проектной деятельности :
1. Использование ИКТ - оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической.
2. Установление взаимодействия с социальными партнерами
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование» на основе методических разработок М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» и по дополнительному образованию «Конструирование с использованием робототехники». Перспективное планирование (Приложение 1).
Разработано программа «LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ» на два-три года обучения.
Учебное оборудование ИКТ кабинета и робототехники постоянно использовать на занятиях и вне образовательной деятельности.
Проводить соревнования, экскурсионные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки и др. среди учеников начальной школы и воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.
Реализация детско-родительских проектов
Мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами
Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;
15 СЛАЙД.
III этап (обобщающий) – контрольно-аналитический
Обобщение и распространение опыта внедрения и использования конструирования робототехники, в образовательном пространстве (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях) :
Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы между педагогами дошкольного учреждения и педагогами начальной школы, а также обучающие семинары, курсы повышения квалификации.
Обобщение опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Методы оценки
Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, дидактических играх и упражнениях). Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Робототехника и LEGO-конструирование помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.
Использование робототехники и LEGO-конструирования – упрощает работу по анализу и синтезу слогов и при составлении схемы предложения. Помогают при постановке звуков, исправлении ошибок.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в процессе наблюдения за развитием (выявление проблем) (спонтанная игра, коллективная и индивидуальная). Помогает установить контакт между педагогом, детьми и родителями. Наиболее полно раскрыть особенности ребенка с точки зрения форсированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявление речевых возможностей ребенка, установление уровня его коммуникабельности.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессе. Коррекционная работа (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т. д.) через использование конструирования и образовательной робототехники. Формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
16 СЛАЙД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
Перспективы развития
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Возможности использования проекта
Проект адресован педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.