МАРИНА ПОЧИНОК
Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Публикация «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время мы воспитываем детей «21 века», то есть ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Требования ФГОС ДО ориентируют педагогов на переход от непосредственной передачи готовых знаний детям, к созданию условий для стимулирования у них познавательной активности, инициативы и самостоятельности в освоении знаний, решении поставленных проблем. И здесь на помощь воспитателю приходят инновационные технологии в экспериментальной деятельности : кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы, информционно-коммуникационные технологии, квест технология, метод проектов, использование лэп-буков.
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность. Опытно-экспериментальную деятельность можно интегрировать в следующие виды проектов:
- исследовательский — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
- информационный — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Суть метода «case» заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих воспитанников на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в непосредственно организованной образовательной деятельности. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.
В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации:«Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Сase представляет собой информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
• быть привлекательным и увлекательным для участников;
• быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;
• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).
Рассмотрим существующие классификации кейсов и, соответственно, решаемые с их помощью типы задач.
По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
В опытно-экспериментальной деятельности используют обучающие и научно-исследовательские кейсы. Основной их смысл заключается в том, что кейс выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.
В опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать следующие формы кейсов:
- фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
- кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.
Существуют следующие правила применения кейс-технологий:
- Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
- Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
- Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
- При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
- Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.
В связи с существующими изменениями в системе дошкольного образования внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экспериментальную деятельность позволяет наиболее полно и успешно реализовать новые стандарты образовательного процесса в ДОУ. ИКТ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. В дошкольных образовательных учреждениях используются: интерактивные игры, развивающие видео, презентации, материалы аудио энциклопедий, слайд-шоу с использованием PowerPoint, модели, построенные с помощью Excel, фото-, видео- оборудование.
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной работе с использованием ИКТ эмоциональная, яркая, интересная, запоминающаяся и наглядная. С помощью презентаций можно увлечь ребенка в активную познавательно- исследовательскую деятельность. На таких занятиях расширяется представления детей об окружающем мире, дети знакомятся с различными основными физическими и химическими свойствами веществ.
Презентацию можно использовать для объяснения новой темы, также для закрепления и повторения уже пройденного материала. Для того чтобы ребенку было интересно необходимо, чтобы презентации были красочные в сопровождении звуковых эффектов и видеозаписей.
Квест (англ. quest) – поиск, приключение или приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это - своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать определенные задачи. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные, для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в форме квеста позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Лэпбук- интерактивная папка, самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения.
Организация предметно - развивающей среды по экспериментированию с учетом требований ФГОС ДО
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана исследовательская лаборатория.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В исследовательской лаборатории «Любознай-ка» выделены:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для хранения природного и бросового материалов.
4. Место для проведения опытов.
5. Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т. д.).
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Основное оборудование исследовательской лаборатории
Компонент дидактический
- лепбуки, кейсы
- книги познавательного характера;
- тематические альбомы;
- картотеки игр и опытов;
- схемы, модели;
- макеты;
- коллекции.
Компонент оборудования
приборы-помощники (лупы, магниты; линейки; воронки; ножницы; зеркала, фонарики, поролоновые губки);
емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.);
природный материал: песок, глина, уголь, мел, камни; семена (горох, фасоль, подсолнечник, арбуз, кукуруза, кабачки); ракушки; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); скорлупа орехов, спилы дерева;
бросовый материал: кусочки меха, перо; ткань разного цвета и фактуры, веревочки, пуговицы; яйца от киндер-сюрприза; кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага разных сортов; пенопласт, вата, фольга; винтики, болтики, леска;
медицинский материал: пипетки; мерные ложки; одноразовые шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки);
красители (акварельные краски; гуашь; пищевые красители);
прочие материалы.
Компонент стимулирующий
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;
- персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация;
Дополнительное оборудование и материал:предметы для уборки;клеенчатые фартуки (дети надевают при проведении опытов).
Игры, пособия, модели, книги которые использоваем на занятии и в совместной деятельности доступны детям, и находятся в их свободном пользовании.
В процессе работы дети активно работают в уголке экспериментирования:
- классифицируют предметы по оттенкам цвета, размеру, форме;
- проводят разнообразные исследования свойств;
- рассматривают разные виды бумаги (салфеточная, оберточная, картон) – выбирают, чем отличаются разные виды бумаги, (мяли, рвали, резали, опускали в емкость с водой);
- проверяют различные предметы на способность принимать тепло;
- рассматривают коллекцию тканей, выбирают подходящий лоскут, соответствующий назначению, выясняют, какой лучше сохраняет тепло, пропускает свет, проверяют на прочность;
- узнают из чего сделаны различные предметы, опираясь на признаки материалов: структуру поверхности, степень прочности, звучание; качества: сыпучий, твердый, гладкий; и свойства: хрупкий, ломается, рвется, размокает.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Взаимодействие с семьей по организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Нельзя забывать, что много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Поэтому мы привлекали родителей к совместной работе по данному вопросу.
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка. Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского экспериментирования.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому нам необходимо было знать мнение родителей об экспериментировании. Чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, было проведено анкетирование «Детское экспериментирование в семье».(Приложение 9)
Обработка результатов анкетирования выявила, что 59% родителей считают опытно-исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 38% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и 60% респондентов поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.
Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка.
Поэтому встала необходимость убедить родителей в том, что экспериментирование способствует развитию таких важных мыслительных процессов как сравнение, обобщение, классификация, помогает формированию произвольного внимания, обогащает представления о мире, развивает познавательную активность.
По результатам запросов родителей были разработаны буклеты: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов.
Для повышения родительской компетентности были подготовлены консультации, рекомендации на темы:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях (правила для родителей)»;
«Маленькими шагами в удивительный мир!»;
«Экспериментируйте, играя»;
«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Было проведено родительское собрание в форме мастер-класса на тему «Мы познаем мир. Игры-эксперименты для дошкольников», целью которого было рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников, повысить компетентность родителей в вопросах развития опытно-исследовательской деятельности детей (Приложение 10).
Родителям на собрании дали очень важный совет: не торопиться давать ребенку готовые ответы, предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, необходимо дать ему время. Не спешить даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, нужно задавать ему наводящие вопросы, подвести к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Проведена экспериментальная деятельность родителей с детьми в форме «Встречи за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Благодаря взаимодействию с родителями исследовательская деятельность выходит за рамки образовательного учреждения, дети делятся полученными знаниями с родителями и так как у многих есть компьютеры, смартфоны, видеокамеры, доступ в сеть интернет они продолжают более детально исследовать проблему в домашних условиях.
Результатом таких домашних исследований являются созданные совместно с родителями проекты, которые дети с удовольствием представляют в детском саду. Так результатом изучения свойстввоздуха (упругость) стал проект «История реактивных двигателей», а после изучения свойств воды появился проект «Почему идет дождь?». Эти проекты дети выполнили дома совместно с родителями и представили всей группе.
Интересно, увлекательно проходят организованные совместно с родителями интерактивные игры: «Что? Где? Когда?» «Поле Чудес».
В родительском уголке постоянно действует рубрика «Игротека маленького исследователя», где родителям предложены различные формы проведения совместных с детьми элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Родителям было предложено провести дома с детьми элементарные опыты и принять участие в фотовыставке «Экспериментируем дома». Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты.
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Такое взаимодействие с родителями увеличило интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Мотивация родителей, их заинтересованность в организации экспериментальной деятельности будут только благотворны в развитии детских наклонностей. Повышение уровня грамотности родителей, знание ими содержания и видов деятельности позволят более эффективно содействовать работе педагогов.
Такое объединение усилий родителей и дошкольного учреждения позволяет использовать экспериментирование как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.
Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.