Шишкина Вера
Инновационный подход к организации образовательной деятельности по формированию первичных представлений о малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный подход к организации образовательной деятельности по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве.
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого - с любви к своей
семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории, прошлому
и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Публикация «Инновационный подход к организации образовательной деятельности по формированию первичных представлений о малой Родине» размещена в разделах
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот».
Это знакомые с детства строки стихотворения З. Александровой, очень хорошо показывают - всё, что ребенок полюбит в детстве - остается с ним на всю жизнь. Наверно поэтому нам всегда так дороги те родные места, где мы гуляли с родителями, те песни, которые пела в детстве тебе мама, те сказки и рассказы, которые читали вместе с бабушкой. Конечно поэтому, чем старше мы становимся, тем чаще нам снятся родные с детства места. В советское время была хорошо отлажена работа по воспитанию патриотизма в семье, детском саду, школе.
За последние тридцать лет в нашей стране произошли большие перемены. Изменилась страна, люди, меняются ценности. Но остается неизменным то, что исторически объединяло народ нашей страны: наша общая история, великие победы, богатая и разнообразная природа нашей страны, гордость за наших спортсменов. Мне очень хочется, чтоб мои воспитанники почувствовали себя причастными к истории нашей великой страны, были сопричастны тем грандиозным событиям, происходящим в нашей стране в последние несколько лет.
Чувство любви к Родине не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка, начиная с раннего возраста.
Дошкольное детство благоприятный период для формирования патриотических чувств. Ведь дошкольник очень открыт, для него важно понимание мира реального и мира социального, обретение своего места в нем. Дошкольник хочет быть хорошим, это его возрастная норма. В этом возрасте он познает нормы и правила поведения. Важно не только подвести ребенка к тому, что считается правильным, а дать возможность ребенку прожить это правильное через деятельность. Для ребенка дошкольника важен опыт моей личной деятельности, моих открытий и приобретений в этой в этой области. Дошкольник деятель и живет в контексте прежде всего своего опыта. Через накопление социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм и правил поведения, развитие интереса к истории и культуре своего города и страны происходит воспитание патриотических чувств.
Поэтому для меня стала актуальна тема «Инновационный подход к организации образовательной деятельности по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве».
Цель работы: создание условий для формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве через воспитания нравственно-патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями города Перевоза.
2. Углублять и уточнять представления о Родине – России, государственной символике. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в родном городе, стране, мире.
4. Расширять представление о народных и государственных праздниках.
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, народным промыслам, обычаям, традициям, к народным играм.
6. Расширять представление о Российской Армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества.
7. Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
8. Воспитание уважения к труду людей. Развитие чувства гордости за достижения граждан России.
9. Организовать развивающую среду в группе с опорой на краеведческий материал.
10. Вовлечь родителей в работу по ознакомлению детей с малой родиной и Отечеством.
Особенностью системы работы по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве является интеграция различных видов деятельности : речевой, познавательной, изобразительной, конструктивной, игровой, двигательной. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину мира – единство природы, общества и человека.
Свою работу по данной теме я строю по трем направлениям:
1. Проведение организованной образовательной деятельности, где дети получают знания о родном городе; о государственной символике России, Нижегородской области, Перевоза; об истории нашей страны через знакомство с государственными и православными праздниками; о людях прославивших Россию; о традициях и культуре нашей страны.
2. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни (проведение ситуативных бесед; дидактических и подвижных игр; экскурсий; чтение и обсуждение произведений художественной литературы; просмотр мультфильмов, видеороликов; проведение праздников и развлечений, не только в традиционной форме, но и виде игры-путешествия, квест-игры).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (подбор видеоматериалов, альбомов, иллюстраций, художественной литературы; предметов декоративно-прикладного искусства; дидактических игр; уголка для экспериментирования; организация мини-выставок, карта Нижегородской области, Российской Федерации, стенда «Я живу в России»).
Такое построение воспитательной работы позволяет детям не только получить знания, но и получить социальный опыт проживания в практической деятельности. У них развивается любознательность, образное и логическое мышление, формируется познавательный интерес.
Комплексно-тематические планирование в старшей и подготовительной группах способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае. Причем некоторые темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к государственным и православным праздникам или значимым событиям.
В настоящее время разработано много методик по ознакомлению детей с родным краем. Но нельзя забывать, что дети усваивают знания - только прожив их, через впечатления и переживания. И чем ярче и незабываемее они будут, тем лучше они усвоятся. Сделать занятия для детей более интересными помогают такие игровые технологии, как игра-путешествия, квест-игра.
Главное преимущество квеста в том, что в игровой, занимательной форме можно познакомить воспитанников с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Квест всегда предполагает наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует подумать, чтобы решить предложенную задачу, проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше. С детьми я проводила квест-игры «Дары леса», «Богатыри земли русской», «Мы выбираем спорт».
Игра-путешествие – это такая форма организации детей, при которой можно объединить разные виды детской деятельности : познавательную, игровую, поисковую, художественную, спортивную, деятельность общения и т. д. Игра-путешествие помогает детям в успешной социализации через проигрывание различных социальных ролей. Эту технологию я применяла при проведении развлечений: «Мы живем в городе Перевозе», «Зимние виды спорта»,
«День России», «Животные и растения нашего района», «Разные рода войск Российской армии».
Изучение каждой темы начинается с ситуативной беседы. Её можно проводить в любое время перед завтраком, на прогулке или вечером. Ситуативная беседа проводиться после прослушанного рассказа или просмотренного мультфильма. Такая форма проведения воспитательной работы помогает не только рассказать детям о чем-то, но и услышать мнение ребенка. Дети могут задать заинтересовавших их вопрос и услышать ответ или объяснение. В непосредственном общении воспитателю легче понять, как дети усвоили материал.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Можно рассказать детям о войне или былинных героях, о красоте гор и лесов, о нашей огромной стране. Но усвоить и осознать детям это трудно. И тогда на помощь приходит видеоматериал. Мультфильм или видеоролик наглядно детям проиллюстрируют рассказ воспитателя. Тем более любой понравившийся видеоролик можно еще раз просмотреть в свободное время и обсудить увиденное, задать вопросы воспитателю или высказать свое мнение.
В своей практике я так же часто прибегаю к виртуальным экскурсиям. Они помогают детям «путешествовать» по нашему району, или по городу Москва, посмотреть на нашу землю глазами космонавтов с космической орбиты.
Подобранные видеоролики и православные мультфильмы помогают мне рассказать детям о таких праздниках как Рождество, Пасха, Покров и др. Истинная суть этих праздников ещё очень трудна для понимания детям. Но такая форма подачи материала помогает детям усвоить главное – каждый праздник учит нас любви, доброте, стремлению доставить радость близким людям.
Проведение праздников и развлечений, приуроченных к государственным и православным праздникам, способствует усвоению детьми знаний государственной символики, значение праздника, традиций празднования. Помогает детям почувствовать себя сопричастными к жизни родной страны, к окружающей природе, к её культурному наследию.
В 2018 году прошли мировые спортивные события: зимняя олимпиада в Корее и чемпионат мира по футболу в России. Когда вся страна болеет за наших спортсменов невозможно остаться равнодушным. Эта такая возможность дать почувствовать детям причастными к этим грандиозным событиям. Мы вместе со всей страной следили за победами наших футболистов, обсуждали итоги матчей и самые интересные моменты. Вместе путешествовали по городам России и полюбовались на грандиозные стадионы, построенные к чемпионату. Вместе пели про волка Забиваку, рисовали футбольный матч и раскрашивали символ чемпионата. Всё это помогло детям эмоционально сблизиться друг с другом, своими близкими, всей страной. Прочувствовать гордость за нашу страну, сумевшую на высшем уровне организовать мировой спортивный праздник.
Правильно подобранная художественная литература по каждой теме помогает детям познакомить с нормами и правилами поведения принятыми в обществе. Ребенок может поставить на место героя и подумать, как бы он поступил на его месте. Например, поставить себя на место Мальчиша - Кибальчиша, или мальчика из рассказа «Честное слово» Л. Пантелеева.
Дети любят рисовать, лепить, поэтому все свои впечатления они выражают в творчестве. Чем больше ребенок прочувствовал, тем выразительней у него получиться рисунок. Мои воспитанники принимали участие в различных творческих конкурсах и занимали призовые места. Весной мы приняли активное участие в народной акции «Георгиевская ленточка». Все изготовленные ленточки дети подарили своим бабушкам и дедушкам.
В рамках межсетевого взаимодействия я тесно сотрудничала с детской библиотекой. Для нас были организованы : интеллектуальная забава «В гости к Дедам Морозам», игровая программа «В траве сидел кузнечик» и др.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо своей Родины, поэтому необходимо поощрять детей в стремлении сделать приятное другим людям: своим родным, сотрудникам детского сада и просто знакомым. Я старалась подвести детей к желанию порадовать своих родных подарком, сделанным своими руками, к любому празднику. С детьми подготовительной группы мы приготовили подарки и выучили стихи для сотрудников детского сада для проведения акции «Поздравим с 8 марта».
Я объясняла детям, что порадовать людей можно не только подарком, но и добрым словом, оказанием посильной помощи. И дети с удовольствием помогали убирать участок от опавшей листвы, подметать веранду, сажать и поливать цветы; помогали детям младшей группы донести игрушки после прогулки.
В группе создан патриотический уголок, где представлена символика РФ, портрет президента, карта Нижегородской области. На стенде «Я живу в России» каждые две недели менялась информация в зависимости от темы недели, также подобраны альбомы и пособия для самостоятельного изучения детьми.
Без тесного взаимодействия с родителями проведенная работа не была бы плодотворной. Наши родители всегда выли верными помощниками и соратниками в любых начинаниях. Без их поддержки не получилось бы реализовать индивидуальные проекты, организовать фотовыставки. Так же родители откликались на призыв организовать мини-музей «Русские народные промыслы», «Какой бывает Дед Мороз» и принесли из дома экспонаты для музея. Активно родители участвовали и в выставках семейного творчества «Осенние фантазии», «Новогодние елки своими руками», «Военная техника», «Чудеса из ненужных вещей», «Пасха Красная».
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: у воспитанников подготовительной группы сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, а именно, дети знают свой адрес, название области и страны, где живут; могут назвать с использованием иллюстраций достопримечательности г. Перевоза, Нижнего Новгорода и области, г. Москвы; знают и узнают флаг, герб, гимн России, Нижегородской обл., г. Перевоза; называют основные государственные и православные праздники.
Подводя итоги проделанной работы, хочется сказать, что мало дать детям знания, главное – ребенок должен видеть перед собой искреннего педагога. Педагога, который может увлечь воспитанников своими чувствами и убеждениями. Ведь дети всегда слышат фальшь в наших словах и поступках.
Литература
1. Абрамова А. Введение в традицию. Пособие в помощь родителям и педагогам. М. : Никея, 2014.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
3. Веракса Н. Е, Комарова Т. С. Васильева М. А. и др. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Груба Г. В., ПомеловаИ. К. «Ребенок познает мир». Методическое пособие. Нижний Новгород,2003.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
8. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
9. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
11. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2010.
12. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 4- 5 лет. – М., Оникс2010.
13. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5- 7 лет. – М., Оникс2010
14. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр /по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром/ М. : Мозаика-Синтез, 2011
15. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М. : - Мозаика-Синтез, 2008.
16. Постановление правительства РФ «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" от 30 декабря 2015 г. № 1493
17. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.