Лучший педагог года

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей»

Дариха Калиева
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Данные о носителе опыта :

1. Фамилия, имя, отчество: Калиева Дариха Кыдыралиевна

2. Год рождения: 1979

3. Должность: воспитатель

4. Территория, образовательное учреждение: РФ, Оренбургская область,

г. Орск, п. Джанаталап, МДОАУ «Детский сад № 92 г. Орска».

5. Образование, учебное заведение (год окончания, специальность по диплому: Высшее, ОГТИ (2016 г., «Дошкольная педагогика»

6. Педагогический стаж: 3 года.

Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете

Публикация «Обобщение опыта работы по теме: „Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей“» размещена в разделах

Экологическое образование дошкольников – новая область дошкольной педагогики. Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в котором ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой живой природ и активно взаимодействуя с ними.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети хотят узнать больше о природе, интересуются развитием растений, задают много вопросов.

Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом и при этом повысить их познавательную активность? Ведь приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, любознательность, активность и доброжелательность.

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой, так как экология - простор для детской деятельности.

Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Значимость этой проблемы очень велика, 5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Проблемы экологии в России опираясь на мнения экспертов, было выявлено, что современная обстановка в области экологии становится с каждым годом всё более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зелёных насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере… Это далеко не окончательный перечень проблем современности, которые предстоит решить. Для поддержания состояния почв и очищения водоёмов, а также для устранения иных перечисленных выше проблем было решено провести экспертные действия продолжительностью в целый год. Благодаря данным мерам Правительство РФ намеревается в 2017 году, улучшить общую экологическую обстановку в стране, дабы не усугублять столь тревожные прогнозы экологов.

Так же роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников».

Теоретическая база опыта

Проблема развития познавательной активности детей была актуальна в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Л. С. Выготский писал: «Интерес - как естественный двигатель детского поведения, является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».

Еще в 1953 году отечественный психолог Н. С. Лейтес показал, что всех одаренных детей, независимо от различий в возрасте, темпераменте, различий в самом проявлении этой одаренности отличает общая черта - познавательная потребность. Все обследованные одаренные дети активно стремятся к интеллектуальной деятельности, часто довольно сложной по содержанию. Близкие к этому результаты были получены и зарубежными исследователями, начиная с Ч. Спирмена, считавшего, что именно «умственная активность» или любознательность лежит в основе одаренности человека. В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.

В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.

Передо мной встал вопрос, как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.

Цель моей работы :

-Развивать осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребёнка.

Для осуществления своей цели перед собой я поставила следующие задачи:

- Создание оптимальных условии для организации экологического воспитания детей;

- Развитие познавательной активности детей;

-Формирование любви к природе, приобщение к красоте, к бережному отношению – ведь именно дошкольный возраст является благоприятным в формировании начал экологической культуры;

- Раскрытие творческого потенциала ребёнка – ключ к освоению экологической культуры;

Развитие у детей внимания, наблюдательности, мышления и воображения, представление о взаимосвязях в окружающей среде.

Новизна идеи: работа по развитию у детей познавательной активности проводится согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС, применением инновационных технологий, с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей.

Основываясь на полученные данные, мною было разработано тематическое планирование по сезонам (осень, зима, весна, лето, также я использовала проектную деятельность).

Структуру обучения дошкольников я выстраивала следующим образом:

1. Мониторинг начального уровня знаний детей.

2. Подбор и изучение материала.

3. Обобщение нового материала.

4. Контроль усвоения материала детьми.

Для достижения поставленных целей необходимо было привлечь к совместной деятельности родителей воспитанников.

Главное – заинтересовать родителей. Ведь каждый желает своему ребёнку только самого лучшего, чтобы мир вокруг него был прекрасен. В течение года мной и воспитателями разрабатывались консультации для родителей о важности и необходимости экологического воспитания дома и в ДОУ.

Чтобы привлечь родителей к совместной деятельности, мы организовали нетрадиционную форму работы с ними в ДОУ. На шкафчики каждого ребёнка в приёмной, крепится изображение дерева с силуэтом кроны. За участие в жизни группы и ДОУ (изготовление игрушек, атрибутов, пособий, участие в акциях, конкурсах и т. д.) на силуэт кроны дерева крепится листок, с благодарностью за оказанную помощь. Летом подводятся итоги – подсчитывается количество листочков, и определяются победители (1-ое, 2-ое и 3-тье место, которые получают памятные подарки. Всем участникам (родителям вновь прибывших детям) раздаются зачётные книжки родителей, а тем родителям, кто уже посещал детский сад, просто раздаются вкладыши с приклеенными в них листочками за участие в каких-либо мероприятиях. Награждение и вручение зачётных книжек проходит во время праздника «День семьи», который уже традиционно отмечается в нашем детском саду 8 июля.

Технология обучения дошкольников

• на протяжении всего учебного года включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения;

• важным компонентом данной технологии является чтение художественной литературы на протяжении всего года, соответствующее возрасту детей;

значительное место я отвожу творческим процессам: восприятие детьми произведений искусства, отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности, составление детьми загадок, рассказов о природе, с их последующим оформлением в книге, отражение знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх;

• для повышения познавательной активности систематически проводятся экологические занятия. На каждом занятии перед детьми или игровым персонажем ставится проблемная ситуация, которую помогают решить дети.

Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала такие формы работы :

Формы работы с детьми :

• наблюдения

• труд в природе

• экскурсии

• занятия

• беседы, игры

• экспериментирование

• праздники

экологические акции

• участие в конкурсах

• чтение художественной литературы.

В своей работе я использовала проектный метод. Мною был разработан и реализован проект «Синичкин день».

Цель проекта: Закрепить представления дошкольников о синичках, других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1. Провести цикл занятий и мероприятий по теме.

2. Познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике.

3. Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах.

4. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.

5. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

6. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

7. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

8. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами, посредством изготовления кормушек для зимующих птиц и раз

Результаты: Работа над данным проектом оказалась актуальна, т. к. понравилась и детям и родителям. Дети и взрослые участвовали во всех мероприятиях. Узнали много нового о «Синичкином дне» и самих синичках: об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособленности их к среде обитания. Обогатился словарный запас детей, они стали более наблюдательными и внимательными по отношению к синицам.

В результате проведённой работы дети и родители рассматривали и читали книги и энциклопедии. Папы сделали кормушки, и мы на прогулке развесили их на участке. Совместно заготовили корм на зиму для птиц.

Итогом моей работы стало развлечение «Синичкин день».

В своей работе я активно использую мультимедийные презентации для дошкольников («Овощи», «Животные», «Путешествие по страницам Красной книги»).

Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. В работе с родителями использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители участвуют в выпуске стенгазет, в выставках и конкурсах «Осенний лист», «Дары осени», «Кормушка для птиц», «Здравствуй зимушка- зима», в совместных экскурсиях и прогулках в природу, в совместных досугах и развлечениях.

В течение года были созданы самодельные дидактические пособия, игры, «Экологический лепбук», «Гербарий», куклы по временам года и т. д.

В средней группе прошли открытые занятия «Живая вода», «Путешествие в осенний лес», «Берегите природу».

Я считаю, что в результате проделанной работы, добилась поставленных целей:

• у детей сформированы начала экологической культуры;

• возник познавательный интерес к объектам и явлениям природы;

• дети научились наблюдать, экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• освоили нормы поведения в природном окружении;

• повысился контакт с семьями воспитанников.

Сравнительный анализ мониторинга по экологическому воспитанию показал, что уровень знаний детей по данному разделу имеет положительную динамику. Промежуточный мониторинг позволил скорректировать дальнейшую работу с детьми по данному направлению, что позволит в дальнейшем добиться более высоких результатов.

На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 2007г.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2001

3. ВолчковаВ. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в

средней группе : экология-Воронеж : ИП Лакоценин С. С., 2009

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа)- М. : «Издательство Скрипторий 2003».

5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. Для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой.

6. Инновации в дошкольном образовательном учреждении: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции/гл. ред. Нечаев М. П. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012.- 784с.

7. Интернет ресурс: https://festival.1september.ru/articles/601740/

8. Рыжова Н. А Воздух вокруг нас: (метод. пособие)

9. Сигимова М. Н. Познание мира животных : занятие с детьми 3-7лет.

10. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - СПб: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Обобщение опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (Продолжение) Результативность опыта Анализируя результаты опыта работы, я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому.

Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей» Условия становления опыта. Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе» Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.» Актуальность.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ»Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ» Актуальность экологического воспитания детей младшего возраста. Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей»
Опубликовано: 12 мая 2017 в 17:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей»» (включая файлы) размещена пользователем Дариха Калиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД