Глазунова Юлия
Инновационный педагогический опыт по развитию речи в разных видах деятельности
Тема опыта : «Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности».
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором
Преобразования, связанные с реформированием дошкольного образования предъявляют новые требования к структуре, содержанию образовательной программы дошкольной организации, к условиям реализации и результатам освоения воспитанниками. Развитие речи, как важнейшая задача, выступает на первый план. Организация образовательного процесса, направленного на всестороннее развитие, в соответствии с идеологией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует целостного представления о проблемах речевого развития и эффективных формах и методах активизации речи детей дошкольного возраста. В связи с этим вопрос развития речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности как инновационная организационно-педагогическая деятельность является актуальным.
Публикация «Инновационный педагогический опыт по развитию речи в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевая деятельность необходимое условие для самореализации ребенка в ближайшем окружении, проявлении его индивидуальных творческих способностей, развитии инициативы, интересов и жизненной, самостоятельности, умения делать выводы и правильный выбор.
Речь малыша не может развиваться сама по себе. Ребенок овладевает речью в процессе общения и ходе познания окружающей действительности. Педагог организует развивающую предметно-пространственную и языковую среду, вовлекает дошкольника в совместную деятельность и выступает как образец речи, живой носитель способностей, которыми ребенок должен овладеть.
Основная идея опыта.
Основная идея опыта заключается в организации речевого развития детей дошкольного возраста как проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности в разных видах деятельности
Работа по опыту направлена на развитие у ребенка интереса к общению, выбора партнера для общения, а кроме того проявление активности и инициативности в общении, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории, заимствование новаторских систем или их элементов.
Теоретическую базу опыта составляют научные исследования известных педагогов и психологов.
По мнению Ф. Фребеля, язык ребенка развивается с раннего детства. Организация внутренней жизни ребенка является предпосылкой развития для малыша. Поэтому задача воспитателя - обогащение содержания жизни ребенка, При этом важно, чтобы ребенок мог все хорошо рассматривать, а педагог, вместе с тем, давал ему необходимый словарь (обозначать словом предметы, свойства, качества, отношения предметов друг к другу).
Исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурия доказывают, что развитие речи ребенка заключается не только в обогащение словаря, но и в усложнении грамматических конструкций, в развитии значения самих слов все психические процессы у ребенка. Психические процессы: мышление восприятие, память, внимание, воображение и целенаправленное поведение, по их исследованиям, развиваются с прямым участием речи.
Выготский Л. С. доказал, что значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка.
Особый интерес для меня представляют работы Г. А. Любиной. По ее утверждению развить речь ребенка, не включая ее в какой-либо вид деятельности, невозможно. Дошкольник развивается в деятельности и его речь, соответственно, развивается также в деятельности.
Игра – важнейшая деятельность ребенка и его главная потребность. Г. А. Любина отмечает, что правильно организованные игра и труд, доставляют наслаждение ребенку и, вместе с тем, в процессе познания, интереса к результату, активизирует речевое развитие ребенка. Общение в трудовой деятельности предполагает использование потешек, песенки, прибаутки, что обогащает представления ребенка и активизирует речевую деятельность.
Комарова Т. С. обращает внимание на то, что в процессе продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) развивается мелкая моторика рук, что способствует речевой активности, пополняется словарь детей, усваиваются название форм, цветов, оттенков, пространственных отношений.
Анализ теоретической и методической литературы позволил глубже понять закономерности развития речи детей дошкольного возраста, определить
цели, задачи, содержание работы, выбрать формы, методы и приемы работы с детьми по данному направлению.
Новизна, творческие находки автора. Новизна опыта заключается в принципиально новом подходе к решению речевых задач только в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования, продуктивной деятельности и др., не переводя ее в учебную деятельность по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Практический опыт по освоению речевых навыков приобретается дошкольников в таких видах деятельности, как: игровая деятельность, ситуации общения (включая трудовую деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную и музыкально-творческую деятельность.
Технология опыта. Речевая активность ребёнка, развитие фонематического слуха, формирование звуковой культуры речи, овладение диалогической и монологической речью во многом зависят от выбора игровых технологий, используемых в работе.
Опыт работы показал, что речевая активность детей значительно возрастает, если проводится через все виды деятельности.
Поэтому целью педагогического опыта стало : активизировать речевую активность детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Речевое развитие в разных видах деятельности требует продуманного планомерного подхода, при этом необходимо учитывать возрастные особенности каждого периода дошкольного детства. Работа проводилась на основе интересов детей. Для этого был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды, который позволил сделать вывод: необходимо так преобразовать среду, чтобы она «сама» стимулировала речевую активность. РППС должна соответствовать интересам детей, побуждать их к познавательной активность, к общению. Каждая игровая зона в нашей группе максимально содержательна и функциональна, что способствует развитию игровой деятельности.
Прежде всего, речевое развитие осуществляется в контексте ведущей деятельности, а именно, игре, которая способствует развитию психических процессов ребенка, является самостоятельной деятельностью, где есть все условия для речевой активности ребенка.
Игровая деятельность детей – важнейший фактор самовыражения ребенка, развития его индивидуальности, самостоятельности. Игра мере продуктивна в течение всего дня, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для активизации речевого развития детей используются все виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, театрализованные, дидактические, словесные, подвижные и др.
Сюжетно-ролевые, творческие игры способствуют развитию диалогической и монологической связной речи, учат детей регулировать свое поведение, планировать деятельность.
Особую роль в активизации речи детей играют театрализованные игры. Яркие по своему содержанию, наличие атрибутов, перевоплощение в образы развивают эмоциональность, выразительность речи, интерес к художественному слову. Театрализованная деятельность – богатый источник развития коммуникативных навыков дошкольников. Педагог, участвуя в детской игре, обсуждает замысел, развитие сюжета, беседует с детьми, и, вместе с тем, становится образцом правильной речи, носителем речевой культуры.
Использование подвижных игр, которые также содержат речевой материал, обогащают словарь детей, решают задачи звуковой культуры речи.
В работе активно используются разнообразные дидактические, настольно- печатные игры, которые способны реализовывать все задачи речевого развития : закрепление и уточнение словаря, изменение и образование слов, усвоение обобщающих понятий, упражнение в употреблении различных частей речи, составлении связных высказываний, развитие объяснительной речи.
Следующая форма работы, о которой стоит говорить, ситуации общения. Мой опыт показывает, что наиболее эффективными являются: ситуации- иллюстрации и ситуации-проблемы.
Включая ситуация-иллюстрации в деятельность с дошкольниками вместе с детьми разыгрываем простые сценки, акцентируя внимание на формирование навыков общения: («Поздравим с днем рождения», «Идем на прогулку»,
«Готовимся к празднику»).
Планируя ситуацию-проблему, продумываю возможность активного участия каждого ребенка: проявление чувств и переживаний, осознание принятие их. Так, ситуация-проблема «Что произойдет, если?.» учит не только устанавливать причинно-следственные связи, но дает возможность рассмотреть разные варианты следствий одного и того же события. Ребенку предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если.», а он должен дать как можно больше вариантов ответов, при этом поощряются оригинальные ответы.
Дети любят рисовать, лепить, творить. Продуктивная деятельность способствует обогащению и расширению словаря. При рассматривании иллюстраций, картин художников развивается связная речь детей. Объединение детей при выполнении коллективных творческих работ, заставляют детей договаривать, обсуждать, предлагать или просить помощь. Это мотивирует детей к общению. Так коллективные работы такие как «Зоопарк», «Сказочные герои», «Цирк» не только заставляли ребят сделать свою поделку качественно, выстроить общую композицию красиво, но и придумать множество историй.
Менялась композиция, рождалась новая история. А изготовление книжек- малышек разной тематики активизировали словотворчество детей.
Трудовая деятельность, как средство общения, обогащает представления детей, пополняет словарь (название предметов, трудовых действий, прогнозирование результата, оценивание). При организации трудовой деятельности широко используются пословицы, поговорки, потешки, что безусловно, способствуют развитию речи детей.
Маленький ребенок – исследователь по своей соей сути. Ему интересно все. Экспериментально-исследовательская деятельность не только способна удовлетворять любознательность дошкольников, но и развивает аналитическое мышление, учит рассуждать, делать выводы, опираясь на собственный опыт. Экспериментируя, ребенок может делать ошибки, находить правильный ответ и аргументировать свое суждение.
В последние года в работе по речевому развитию использую лего- конструирование. Сегодня могу сказать, в работе с лего - конструкторами ребята проявляют высокую речевую активность. Создавая модель, обсуждают какие детали выбрать, чем заменить недостающие, как добавить детали, как изменить полученную модель. Когда моделей становится достаточно много, придумывают замечательные лего-истории, лего-сказки.
Результативность опыта
Анализ работы показывает, что наблюдается положительную динамику речевого развития детей :
- повышение уровня речевого развития каждого ребенка : увеличение словарного запаса, использование распространенных сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; отмечается содержательность и логичность высказываний; самостоятельность в составлении описательных рассказов, пересказе;
- совершенствование коммуникативных навыков; инициация вопросов к взрослым и сверстникам, активность в общении;
- рост самостоятельности, проявление инициативы в разных видах деятельности;
Опыт работы был рассмотрен на педагогическом совете МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка» и рекомендован для размещения на сайт образовательного учреждения.