МААМ-картинки

Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»

Екатерина Андреевна Мосевнина
Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»
▼ Скачать + Заказать документы

Описание инновационного педагогического опыта воспитателя Мосевниной Екатерины Андреевны.

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»

Автор: Мосевнина Екатерина Андреевна- воспитатель МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида».

Актуальность и новизна.

Темочки:

Патриотическое воспитание всегда было и будет одним из самых важных направлений в воспитании детей, потому что именно любовь и уважение к Родине делает человека- человеком. Уже с дошкольного возраста следует воспитывать у детей любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу или поселку. Из года в год расширять представления о своей стране и изучать с детьми их права и обязанности. Учить юных патриотов уважительно относиться не только к старшим, но и к людям любой профессии и национальности и конечно же к своей стране. И воспитание настоящих патриотов следует начинать в детском саду. Именно в этом возрасте дети добры и бескорыстны, они настоящие мечтатели и исследователи.

Приобщение дошкольников к волонтерской деятельности актуально сейчас, как никогда. Оказание помощи слабым, нуждающимся, малоимущим помогает детям почувствовать свою значимость и развивает у них личные качества: доброту, отзывчивость, толерантность, милосердие, самостоятельность, инициативность и ответственность.

Комбинируя эти два направления и используя различные методы и формы работы, дошкольники учатся работать в команде, помогать друг другу и принимать самостоятельные решения.

Основная идея опыта : создание системы педагогических мероприятий для развития патриотических чувств у детей.

Основными приоритетами в работе с дошкольниками по данному направлению являются:

- обучение дошкольников без принуждения;

- возможность сделать процесс воспитания и обучения интересным и увлекательным;

- создание и постоянное обновление предметно-развивающей среды;

- возможность использовать в своей работе различные средства, формы и методы при предоставлении информации по теме;

- изготовление плакатов, карточек, стенгазет совместно с детьми и их родителями.

Патриотическое воспитание и волонтерская деятельность осуществляется эффективнее, если:

1. учесть возрастные и индивидуальные особенности детей;

2. проводить тематические занятия, беседы, мероприятия и участвовать в акциях;

3. приобщать родителей дошкольников к совместной деятельности;

Работа основана на следующих принципах:

1. учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

2. постепенное и индивидуальное вовлечение каждого ребенка в волонтерскую деятельность;

3. добровольность;

4. связь жизни с воспитанием и обучением;

5. обучение и воспитание средствами игры.

Теоретическая часть опыта.

В основу опыта положена идея добровольности волонтерского движения, и система расширения представлений дошкольников о своей стране при помощи игр, тематических занятий, тематических бесед, тематических утренников и волонтерской организованной деятельности, направленной на патриотическое воспитание детей.

Кроме основных программ, помогающих организовать работу по данному направлению, в дошкольных учреждениях имеется большой выбор методической литературы и авторских программ по патриотическому воспитанию детей, из которых можно подчеркнуть много интересных идей и использовать их в своей практике.

В. И. Даль объясняет слово «патриот», как «любителя Отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника.» Педагог Н. Ф. Бунаков в своих работах говорит о зародыше любви к Родине, который есть уже в детях. А взрослые: родители и педагоги способствуют развитию этого зародыша.

Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ» предлагает направить свою работу на взаимодействие с семьями воспитанников, а также дает методические рекомендации по выстраиванию работы с дошкольниками по теме : «Наша армия- защитница Отечества!»

Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е. А. Казаева). Меняются ведущие методические подходы к данной проблеме.

Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н. А. «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций» предлагают различные формы и методы работы по развитию у детей к русским народным традициям и быту нашего народа.

В. А. Деркунская, Н. А. Воронина, С. С. Агабекян «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду» выдвигают идею воспитания у детей человечности, доброты и отзывчивости в ходе социальных и благотворительных акций.

Изучив методическую литературу: Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» я пришла к выводу, что патриотическое воспитание детей с элементами волонтерского движения способствует формированию у детей социальной ответственности и появлению желания помогать нуждающимся.

Во всех методических пособиях и статьях по патриотическому воспитанию и волонтерской деятельности дошкольников публикуются материалы и педагогические опыты педагогов-воспитателей, которые помогают дошкольникам учиться в игровой форме, а педагогам приобретать новые знания в определенном направлении и обогащать свой педагогический опыт.

Технология опыта. Система конкретных педагогических воздействий. Содержание, методы и приемы воспитания и обучения.

Основная цель моей работы: формирование у детей ценностного отношения к своей стране, ее народу и культуре. Для достижения этой цели мне, как педагогу, необходимо было найти и подобрать подходящие методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Работа по данному направлению проводится в системе. Используются:

-проектная деятельность;

- волонтерская деятельность :

- информационные технологии;

- игровые технологии;

- технология досуговой деятельности.

Для реализации своего опыта поставила перед собой следующие задачи:

1. дифференцированный подход к каждому ребенку;

2. создание предметно-развивающей среды по двум направлениям: патриотическое воспитание и волонтерская деятельность;

3. рациональное сочетание разных видов деятельности;

4. непрерывность педагогического процесса;

5. приобщение семей воспитанников к совместной деятельности;

6. связь обучения и воспитания с жизнью.

В ходе работы по данному направлению поняла, что процесс освоения детьми знаний, умений и навыков по данной теме следует осуществлять от простого к сложному, то есть воспитывать у детей любовь и уважение к семье и дому, а уже потом к Родине, постепенно формируя у дошкольников патриотические и гражданственные чувства.

Так, в группе раннего возраста, патриотическое воспитание направлено на воспитание любови к маме, семье и дому. Детям показываются красочные иллюстрации с изображением семьи, мамы и ребенка, по которым я рассказываю малышам о заботе и труде их родителей. Стараюсь в работе с детьми раннего возраста проводить беседы : Как зовут твою маму?», «Мама-твой первый друг» и др. Рисование семьи при помощи пальцев и ладошек. Аппликация «Мой дом» (приклеивание 1 треугольника и 2 квадратов). Осуществляется просмотр мультфильмов: «Волк и 7 козлят», «Теремок», «Репка», которые помогают воспитывать в детях чувство любви и благодарности к членам своей семьи, учат помогать друг другу в трудную минуту. Проводится пальчиковая игра «Дружная семья». А на прогулках мы кормим птиц и поливаем цветы на клумбах. В любом виде деятельности стараюсь использовать потешки и прибаутки: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Водичка, водичка…»и др.

Интересные методы и приемы работы осуществляются в 1 и 2 младших группах детского сада. Дети этого возраста легче и быстрее осваивают информацию, так как память, мышление, внимание и восприимчивость у них развиты лучше. Дошкольникам интересно узнавать что- то новое и применять полученные знания и умения на практике. Формы работы, которые я использую в своей практике при работе с детьми данного возраста :

1. Экскурсия по детскому саду.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, их работой.

2. Проводятся беседы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Россия- Родина моя» и др.

3. Изготовление флага России к праздникам (рисование, аппликация, лепка)

Цель: знакомство с флагом России и воспитание любви к государственному символу страны.

4. Рассказы детей о членах своей семьи и как они помогают родным дома.

5. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Русская березка».

Цель: учить детей выражать свои эмоции и впечатления.

6. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Гуси-лебеди», Л. Квитко «Бабушкины руки», русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», К. Чуковский «Федорино горе» и др.

7. Тематические утренники к 23 февраля, 8 марта, Дню Матери.

8. Дидактические игры: Моих родителей зовут…» (закрепление знания имени и отчества родителей, «Добрые слова» (воспитывать доброжелательность, развивать речь, «Птицы» (знакомство детей с птицами родного края) и др.

Более разнообразные методы работы использую в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста :

1. Тематические занятия по патриотическому воспитанию : «Россия- наша Родина», «День защитника Отечества», «9 мая-День Победы!», «День народного единства» и др.

2. Целенаправленная организованная волонтерская деятельность :

- акция «Своих не бросаем. Помощь участникам специальной военной операции»;

- акция «Накорми птиц!»;

-акция «Книги малышам»;

-акция «Защитим природу вместе» и др.

3. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница».

4. Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений о Родине.

5. Дидактические игры: «Слова любви к Родине», «Назови маму ласково», «Собери флаг страны» и др.

6. Проведение бесед: «Государственные символы страны», «Президент России», «Кем работают мои родители», «Наша армия» и др.

7. Изготовление стенгазеты с фотографиями «Защитники Отечества!»

8. Проводились спортивные досуги и конкурсы.

С детьми средней группы было проведено районное методическое объединение по патриотическому воспитанию детей с элементами волонтерской деятельности "Путешествие по России», которое вызвало одобрительные отклики присутствующих.

Цель: развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.

С каждым годом работа по воспитанию патриотических чувств у детей усложняется, но в тоже время становится намного увлекательней. Дети становятся более самостоятельными, обдумывают свои слова и поступки, учатся анализировать, делать выводы. При организации предметно-развивающей среды стремлюсь к тому, чтобы содержание носило развивающий и познавательный характер, было направлено на самостоятельность и творческое развитие детей, соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям каждого дошкольника.

Так, при работе с детьми старшего дошкольного возраста мной проводилась следующая работа:

- тематические экскурсии в краеведческий музей;

- экскурсия к вечному огню и возложение цветов;

- участие в параде на 9 мая;

- проведение тематических утренников: «День Защитника Отечества», «День Победы», «Масленица», «8 Марта»;

- чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е, Благинина «Посидим в тишине», «Мать», Л. Толстой басня «Косточка», С. Михалков «Недотепа», В. Бороздин «Первый в космосе» и др. ;

-волонтерская деятельность;

-знакомство с «Красной книгой» (природа и фауна родного края);

-знакомство с правами и обязанностями детей и родителей (проведение бесед, собраний и мероприятия по теме с родителями и воспитанниками).

В образовательную деятельность включила игры и упражнения, позволяющие закрепить знания и умения детей, а также развивать у них воображение, память, внимание, самостоятельность, отзывчивость и доброту. Такие игры, как: «Мой адрес.», «Путешествие в страну доброты», «Флаг России», «Узнай по описанию», «Расскажи о своей семье», «Оцени поступки» и др.

На подготовительном этапе по организации всей своей работы были созданы тематические уголки: уголок по патриотическому воспитанию и уголок волонтерского движения «Юный волонтер. А также мной были изготовлены: карточки, медали, нарезные картинки, тематические пазлы, таблички и красочные информационные презентации. Для волонтерской работы собирались и засушивались различные травы: мелиса, мята, ромашка, зверобой, шиповник, листья смородины, а также яблоки.

Работа по патриотическому воспитанию не имела бы полноценный характер, если бы не активное участие родителей воспитанников в волонтерских акциях, тематических праздниках и при изготовление необходимых атрибутов.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы делаю вывод, что патриотическое воспитание детей легко и свободно можно осуществлять внутри детского сада, а волонтерская деятельность вызывает у детей неподдельный интерес.

Следует отметить, что выбранные мной методы, приемы и формы работы, и правильное их использование, позволило дошкольникам любой возрастной группы освоить знания, умения и навыки по теме, а именно:

- знают, как называется страна, в которой они живут;

- знают столицу нашей Родины;

- знают кто является президентом страны и чем он занимается;

- знают государственные символы страны;

- знают государственные праздники;

- знают, что обозначает каждый цвет флага;

- знают, что такое гимн и как его следует слушать;

- знают традиции и обычаи мордовского народа;

- у детей появилось желание заботиться о близких, о птицах и животных;

-появилось желание заниматься волонтерской деятельностью и помогать нуждающимся;

- у дошкольников развились творческие способности.

Дошкольники учатся умению наблюдать, анализировать и делать выводы. Многие научились оценивать свою работу и если в их действиях и поступках были совершены ошибки – исправлять их. Ребята стали целеустремленными и ответственными. Они стараются быть добрыми, отзывчивыми, толерантными. И у многих это прекрасно получается.

Когда дошкольники рассказывают о своих родных, о растениях и птицах, о своей Родине- у них «горят» глаза, на губах радостная улыбка, а в словах и интонациях прослеживаются чувства любви и гордости за своих родных и свою Родину.

Список литературы:

1. В. К. Дмитриев «Рассказы о праздниках- СПб. : Корона Принт, 2018г.

2. О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева «Воспитание дошкольников в духе русских народных традиций».- М. : ТЦ Сфера, 2019г.

3. М. Д. МАХАНЕВА «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».- М. : ТЦ Сфера, 2010г.

4. М. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»- методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007г.

5. Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина, О. Ю. Депутатова «Люблю мое Отечество»- М. :ТЦ Сфера, 2019г.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»-М. : ТЦ Сфера, 2005 Г.

7. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2014г.

Приложение

1. Консультация для родителей «Что такое волонтерство? Как стать волонтером и зачем это нужно

2. Консультация для родителей «Уроки этикета и вежливости для детей»

3. Консультация для родителей «Что нужно знать дошкольникам 5 лет о своей Родине-России!»

4. Презентация по волонтерству «Волонтерская работа в детском саду»

5. Презентация «Патриотическое воспитание в детском саду»

6. Районное методическое объединение по патриотическому воспитанию с элементами волонтерской деятельности «Путешествие по России.»

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»
Опубликовано: 29 июня 2024 в 19:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Андреевна Мосевнина (УИ 3448600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД