Папки-передвижки

Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»

Екатерина Андреевна Мосевнина
Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»

Описание инновационного педагогического опыта воспитателя Мосевниной Екатерины Андреевны.

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»

Автор: Мосевнина Екатерина Андреевна- воспитатель МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида».

Актуальность и новизна.

Публикация «Инновационный опыт „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание всегда было и будет одним из самых важных направлений в воспитании детей, потому что именно любовь и уважение к Родине делает человека- человеком. Уже с дошкольного возраста следует воспитывать у детей любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу или поселку. Из года в год расширять представления о своей стране и изучать с детьми их права и обязанности. Учить юных патриотов уважительно относиться не только к старшим, но и к людям любой профессии и национальности и конечно же к своей стране. И воспитание настоящих патриотов следует начинать в детском саду. Именно в этом возрасте дети добры и бескорыстны, они настоящие мечтатели и исследователи.

Приобщение дошкольников к волонтерской деятельности актуально сейчас, как никогда. Оказание помощи слабым, нуждающимся, малоимущим помогает детям почувствовать свою значимость и развивает у них личные качества: доброту, отзывчивость, толерантность, милосердие, самостоятельность, инициативность и ответственность.

Комбинируя эти два направления и используя различные методы и формы работы, дошкольники учатся работать в команде, помогать друг другу и принимать самостоятельные решения.

Основная идея опыта : создание системы педагогических мероприятий для развития патриотических чувств у детей.

Основными приоритетами в работе с дошкольниками по данному направлению являются:

- обучение дошкольников без принуждения;

- возможность сделать процесс воспитания и обучения интересным и увлекательным;

- создание и постоянное обновление предметно-развивающей среды;

- возможность использовать в своей работе различные средства, формы и методы при предоставлении информации по теме;

- изготовление плакатов, карточек, стенгазет совместно с детьми и их родителями.

Патриотическое воспитание и волонтерская деятельность осуществляется эффективнее, если:

1. учесть возрастные и индивидуальные особенности детей;

2. проводить тематические занятия, беседы, мероприятия и участвовать в акциях;

3. приобщать родителей дошкольников к совместной деятельности;

Работа основана на следующих принципах:

1. учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

2. постепенное и индивидуальное вовлечение каждого ребенка в волонтерскую деятельность;

3. добровольность;

4. связь жизни с воспитанием и обучением;

5. обучение и воспитание средствами игры.

Теоретическая часть опыта.

В основу опыта положена идея добровольности волонтерского движения, и система расширения представлений дошкольников о своей стране при помощи игр, тематических занятий, тематических бесед, тематических утренников и волонтерской организованной деятельности, направленной на патриотическое воспитание детей.

Кроме основных программ, помогающих организовать работу по данному направлению, в дошкольных учреждениях имеется большой выбор методической литературы и авторских программ по патриотическому воспитанию детей, из которых можно подчеркнуть много интересных идей и использовать их в своей практике.

В. И. Даль объясняет слово «патриот», как «любителя Отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника.» Педагог Н. Ф. Бунаков в своих работах говорит о зародыше любви к Родине, который есть уже в детях. А взрослые: родители и педагоги способствуют развитию этого зародыша.

Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ» предлагает направить свою работу на взаимодействие с семьями воспитанников, а также дает методические рекомендации по выстраиванию работы с дошкольниками по теме : «Наша армия- защитница Отечества!»

Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е. А. Казаева). Меняются ведущие методические подходы к данной проблеме.

Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н. А. «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций» предлагают различные формы и методы работы по развитию у детей к русским народным традициям и быту нашего народа.

В. А. Деркунская, Н. А. Воронина, С. С. Агабекян «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду» выдвигают идею воспитания у детей человечности, доброты и отзывчивости в ходе социальных и благотворительных акций.

Изучив методическую литературу: Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» я пришла к выводу, что патриотическое воспитание детей с элементами волонтерского движения способствует формированию у детей социальной ответственности и появлению желания помогать нуждающимся.

Во всех методических пособиях и статьях по патриотическому воспитанию и волонтерской деятельности дошкольников публикуются материалы и педагогические опыты педагогов-воспитателей, которые помогают дошкольникам учиться в игровой форме, а педагогам приобретать новые знания в определенном направлении и обогащать свой педагогический опыт.

Технология опыта. Система конкретных педагогических воздействий. Содержание, методы и приемы воспитания и обучения.

Основная цель моей работы: формирование у детей ценностного отношения к своей стране, ее народу и культуре. Для достижения этой цели мне, как педагогу, необходимо было найти и подобрать подходящие методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Работа по данному направлению проводится в системе. Используются:

-проектная деятельность;

- волонтерская деятельность :

- информационные технологии;

- игровые технологии;

- технология досуговой деятельности.

Для реализации своего опыта поставила перед собой следующие задачи:

1. дифференцированный подход к каждому ребенку;

2. создание предметно-развивающей среды по двум направлениям: патриотическое воспитание и волонтерская деятельность;

3. рациональное сочетание разных видов деятельности;

4. непрерывность педагогического процесса;

5. приобщение семей воспитанников к совместной деятельности;

6. связь обучения и воспитания с жизнью.

В ходе работы по данному направлению поняла, что процесс освоения детьми знаний, умений и навыков по данной теме следует осуществлять от простого к сложному, то есть воспитывать у детей любовь и уважение к семье и дому, а уже потом к Родине, постепенно формируя у дошкольников патриотические и гражданственные чувства.

Так, в группе раннего возраста, патриотическое воспитание направлено на воспитание любови к маме, семье и дому. Детям показываются красочные иллюстрации с изображением семьи, мамы и ребенка, по которым я рассказываю малышам о заботе и труде их родителей. Стараюсь в работе с детьми раннего возраста проводить беседы : Как зовут твою маму?», «Мама-твой первый друг» и др. Рисование семьи при помощи пальцев и ладошек. Аппликация «Мой дом» (приклеивание 1 треугольника и 2 квадратов). Осуществляется просмотр мультфильмов: «Волк и 7 козлят», «Теремок», «Репка», которые помогают воспитывать в детях чувство любви и благодарности к членам своей семьи, учат помогать друг другу в трудную минуту. Проводится пальчиковая игра «Дружная семья». А на прогулках мы кормим птиц и поливаем цветы на клумбах. В любом виде деятельности стараюсь использовать потешки и прибаутки: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Водичка, водичка…»и др.

Интересные методы и приемы работы осуществляются в 1 и 2 младших группах детского сада. Дети этого возраста легче и быстрее осваивают информацию, так как память, мышление, внимание и восприимчивость у них развиты лучше. Дошкольникам интересно узнавать что- то новое и применять полученные знания и умения на практике. Формы работы, которые я использую в своей практике при работе с детьми данного возраста :

1. Экскурсия по детскому саду.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, их работой.

2. Проводятся беседы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Россия- Родина моя» и др.

3. Изготовление флага России к праздникам (рисование, аппликация, лепка)

Цель: знакомство с флагом России и воспитание любви к государственному символу страны.

4. Рассказы детей о членах своей семьи и как они помогают родным дома.

5. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Русская березка».

Цель: учить детей выражать свои эмоции и впечатления.

6. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Гуси-лебеди», Л. Квитко «Бабушкины руки», русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», К. Чуковский «Федорино горе» и др.

7. Тематические утренники к 23 февраля, 8 марта, Дню Матери.

8. Дидактические игры: Моих родителей зовут…» (закрепление знания имени и отчества родителей, «Добрые слова» (воспитывать доброжелательность, развивать речь, «Птицы» (знакомство детей с птицами родного края) и др.

Более разнообразные методы работы использую в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста :

1. Тематические занятия по патриотическому воспитанию : «Россия- наша Родина», «День защитника Отечества», «9 мая-День Победы!», «День народного единства» и др.

2. Целенаправленная организованная волонтерская деятельность :

- акция «Своих не бросаем. Помощь участникам специальной военной операции»;

- акция «Накорми птиц!»;

-акция «Книги малышам»;

-акция «Защитим природу вместе» и др.

3. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница».

4. Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений о Родине.

5. Дидактические игры: «Слова любви к Родине», «Назови маму ласково», «Собери флаг страны» и др.

6. Проведение бесед: «Государственные символы страны», «Президент России», «Кем работают мои родители», «Наша армия» и др.

7. Изготовление стенгазеты с фотографиями «Защитники Отечества!»

8. Проводились спортивные досуги и конкурсы.

С детьми средней группы было проведено районное методическое объединение по патриотическому воспитанию детей с элементами волонтерской деятельности "Путешествие по России», которое вызвало одобрительные отклики присутствующих.

Цель: развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.

С каждым годом работа по воспитанию патриотических чувств у детей усложняется, но в тоже время становится намного увлекательней. Дети становятся более самостоятельными, обдумывают свои слова и поступки, учатся анализировать, делать выводы. При организации предметно-развивающей среды стремлюсь к тому, чтобы содержание носило развивающий и познавательный характер, было направлено на самостоятельность и творческое развитие детей, соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям каждого дошкольника.

Так, при работе с детьми старшего дошкольного возраста мной проводилась следующая работа:

- тематические экскурсии в краеведческий музей;

- экскурсия к вечному огню и возложение цветов;

- участие в параде на 9 мая;

- проведение тематических утренников: «День Защитника Отечества», «День Победы», «Масленица», «8 Марта»;

- чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е, Благинина «Посидим в тишине», «Мать», Л. Толстой басня «Косточка», С. Михалков «Недотепа», В. Бороздин «Первый в космосе» и др. ;

-волонтерская деятельность;

-знакомство с «Красной книгой» (природа и фауна родного края);

-знакомство с правами и обязанностями детей и родителей (проведение бесед, собраний и мероприятия по теме с родителями и воспитанниками).

В образовательную деятельность включила игры и упражнения, позволяющие закрепить знания и умения детей, а также развивать у них воображение, память, внимание, самостоятельность, отзывчивость и доброту. Такие игры, как: «Мой адрес.», «Путешествие в страну доброты», «Флаг России», «Узнай по описанию», «Расскажи о своей семье», «Оцени поступки» и др.

На подготовительном этапе по организации всей своей работы были созданы тематические уголки: уголок по патриотическому воспитанию и уголок волонтерского движения «Юный волонтер. А также мной были изготовлены: карточки, медали, нарезные картинки, тематические пазлы, таблички и красочные информационные презентации. Для волонтерской работы собирались и засушивались различные травы: мелиса, мята, ромашка, зверобой, шиповник, листья смородины, а также яблоки.

Работа по патриотическому воспитанию не имела бы полноценный характер, если бы не активное участие родителей воспитанников в волонтерских акциях, тематических праздниках и при изготовление необходимых атрибутов.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы делаю вывод, что патриотическое воспитание детей легко и свободно можно осуществлять внутри детского сада, а волонтерская деятельность вызывает у детей неподдельный интерес.

Следует отметить, что выбранные мной методы, приемы и формы работы, и правильное их использование, позволило дошкольникам любой возрастной группы освоить знания, умения и навыки по теме, а именно:

- знают, как называется страна, в которой они живут;

- знают столицу нашей Родины;

- знают кто является президентом страны и чем он занимается;

- знают государственные символы страны;

- знают государственные праздники;

- знают, что обозначает каждый цвет флага;

- знают, что такое гимн и как его следует слушать;

- знают традиции и обычаи мордовского народа;

- у детей появилось желание заботиться о близких, о птицах и животных;

-появилось желание заниматься волонтерской деятельностью и помогать нуждающимся;

- у дошкольников развились творческие способности.

Дошкольники учатся умению наблюдать, анализировать и делать выводы. Многие научились оценивать свою работу и если в их действиях и поступках были совершены ошибки – исправлять их. Ребята стали целеустремленными и ответственными. Они стараются быть добрыми, отзывчивыми, толерантными. И у многих это прекрасно получается.

Когда дошкольники рассказывают о своих родных, о растениях и птицах, о своей Родине- у них «горят» глаза, на губах радостная улыбка, а в словах и интонациях прослеживаются чувства любви и гордости за своих родных и свою Родину.

Список литературы:

1. В. К. Дмитриев «Рассказы о праздниках- СПб. : Корона Принт, 2018г.

2. О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева «Воспитание дошкольников в духе русских народных традиций».- М. : ТЦ Сфера, 2019г.

3. М. Д. МАХАНЕВА «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».- М. : ТЦ Сфера, 2010г.

4. М. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»- методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007г.

5. Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина, О. Ю. Депутатова «Люблю мое Отечество»- М. :ТЦ Сфера, 2019г.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»-М. : ТЦ Сфера, 2005 Г.

7. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2014г.

Приложение

1. Консультация для родителей «Что такое волонтерство? Как стать волонтером и зачем это нужно

2. Консультация для родителей «Уроки этикета и вежливости для детей»

3. Консультация для родителей «Что нужно знать дошкольникам 5 лет о своей Родине-России!»

4. Презентация по волонтерству «Волонтерская работа в детском саду»

5. Презентация «Патриотическое воспитание в детском саду»

6. Районное методическое объединение по патриотическому воспитанию с элементами волонтерской деятельности «Путешествие по России.»

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»
Опубликовано: 29 июня 2024 в 19:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Андреевна Мосевнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД