Екатерина Андреевна Мосевнина
Инновационный опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание инновационного педагогического опыта воспитателя Мосевниной Екатерины Андреевны.
Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения»
Автор: Мосевнина Екатерина Андреевна- воспитатель МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида».
Актуальность и новизна.
Публикация «Инновационный опыт „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с элементами волонтерского движения“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое воспитание всегда было и будет одним из самых важных направлений в воспитании детей, потому что именно любовь и уважение к Родине делает человека- человеком. Уже с дошкольного возраста следует воспитывать у детей любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу или поселку. Из года в год расширять представления о своей стране и изучать с детьми их права и обязанности. Учить юных патриотов уважительно относиться не только к старшим, но и к людям любой профессии и национальности и конечно же к своей стране. И воспитание настоящих патриотов следует начинать в детском саду. Именно в этом возрасте дети добры и бескорыстны, они настоящие мечтатели и исследователи.
Приобщение дошкольников к волонтерской деятельности актуально сейчас, как никогда. Оказание помощи слабым, нуждающимся, малоимущим помогает детям почувствовать свою значимость и развивает у них личные качества: доброту, отзывчивость, толерантность, милосердие, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Комбинируя эти два направления и используя различные методы и формы работы, дошкольники учатся работать в команде, помогать друг другу и принимать самостоятельные решения.
Основная идея опыта : создание системы педагогических мероприятий для развития патриотических чувств у детей.
Основными приоритетами в работе с дошкольниками по данному направлению являются:
- обучение дошкольников без принуждения;
- возможность сделать процесс воспитания и обучения интересным и увлекательным;
- создание и постоянное обновление предметно-развивающей среды;
- возможность использовать в своей работе различные средства, формы и методы при предоставлении информации по теме;
- изготовление плакатов, карточек, стенгазет совместно с детьми и их родителями.
Патриотическое воспитание и волонтерская деятельность осуществляется эффективнее, если:
1. учесть возрастные и индивидуальные особенности детей;
2. проводить тематические занятия, беседы, мероприятия и участвовать в акциях;
3. приобщать родителей дошкольников к совместной деятельности;
Работа основана на следующих принципах:
1. учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
2. постепенное и индивидуальное вовлечение каждого ребенка в волонтерскую деятельность;
3. добровольность;
4. связь жизни с воспитанием и обучением;
5. обучение и воспитание средствами игры.
Теоретическая часть опыта.
В основу опыта положена идея добровольности волонтерского движения, и система расширения представлений дошкольников о своей стране при помощи игр, тематических занятий, тематических бесед, тематических утренников и волонтерской организованной деятельности, направленной на патриотическое воспитание детей.
Кроме основных программ, помогающих организовать работу по данному направлению, в дошкольных учреждениях имеется большой выбор методической литературы и авторских программ по патриотическому воспитанию детей, из которых можно подчеркнуть много интересных идей и использовать их в своей практике.
В. И. Даль объясняет слово «патриот», как «любителя Отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника.» Педагог Н. Ф. Бунаков в своих работах говорит о зародыше любви к Родине, который есть уже в детях. А взрослые: родители и педагоги способствуют развитию этого зародыша.
Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ» предлагает направить свою работу на взаимодействие с семьями воспитанников, а также дает методические рекомендации по выстраиванию работы с дошкольниками по теме : «Наша армия- защитница Отечества!»
Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е. А. Казаева). Меняются ведущие методические подходы к данной проблеме.
Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н. А. «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций» предлагают различные формы и методы работы по развитию у детей к русским народным традициям и быту нашего народа.
В. А. Деркунская, Н. А. Воронина, С. С. Агабекян «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду» выдвигают идею воспитания у детей человечности, доброты и отзывчивости в ходе социальных и благотворительных акций.
Изучив методическую литературу: Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» я пришла к выводу, что патриотическое воспитание детей с элементами волонтерского движения способствует формированию у детей социальной ответственности и появлению желания помогать нуждающимся.
Во всех методических пособиях и статьях по патриотическому воспитанию и волонтерской деятельности дошкольников публикуются материалы и педагогические опыты педагогов-воспитателей, которые помогают дошкольникам учиться в игровой форме, а педагогам приобретать новые знания в определенном направлении и обогащать свой педагогический опыт.
Технология опыта. Система конкретных педагогических воздействий. Содержание, методы и приемы воспитания и обучения.
Основная цель моей работы: формирование у детей ценностного отношения к своей стране, ее народу и культуре. Для достижения этой цели мне, как педагогу, необходимо было найти и подобрать подходящие методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Работа по данному направлению проводится в системе. Используются:
-проектная деятельность;
- волонтерская деятельность :
- информационные технологии;
- игровые технологии;
- технология досуговой деятельности.
Для реализации своего опыта поставила перед собой следующие задачи:
1. дифференцированный подход к каждому ребенку;
2. создание предметно-развивающей среды по двум направлениям: патриотическое воспитание и волонтерская деятельность;
3. рациональное сочетание разных видов деятельности;
4. непрерывность педагогического процесса;
5. приобщение семей воспитанников к совместной деятельности;
6. связь обучения и воспитания с жизнью.
В ходе работы по данному направлению поняла, что процесс освоения детьми знаний, умений и навыков по данной теме следует осуществлять от простого к сложному, то есть воспитывать у детей любовь и уважение к семье и дому, а уже потом к Родине, постепенно формируя у дошкольников патриотические и гражданственные чувства.
Так, в группе раннего возраста, патриотическое воспитание направлено на воспитание любови к маме, семье и дому. Детям показываются красочные иллюстрации с изображением семьи, мамы и ребенка, по которым я рассказываю малышам о заботе и труде их родителей. Стараюсь в работе с детьми раннего возраста проводить беседы : Как зовут твою маму?», «Мама-твой первый друг» и др. Рисование семьи при помощи пальцев и ладошек. Аппликация «Мой дом» (приклеивание 1 треугольника и 2 квадратов). Осуществляется просмотр мультфильмов: «Волк и 7 козлят», «Теремок», «Репка», которые помогают воспитывать в детях чувство любви и благодарности к членам своей семьи, учат помогать друг другу в трудную минуту. Проводится пальчиковая игра «Дружная семья». А на прогулках мы кормим птиц и поливаем цветы на клумбах. В любом виде деятельности стараюсь использовать потешки и прибаутки: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Водичка, водичка…»и др.
Интересные методы и приемы работы осуществляются в 1 и 2 младших группах детского сада. Дети этого возраста легче и быстрее осваивают информацию, так как память, мышление, внимание и восприимчивость у них развиты лучше. Дошкольникам интересно узнавать что- то новое и применять полученные знания и умения на практике. Формы работы, которые я использую в своей практике при работе с детьми данного возраста :
1. Экскурсия по детскому саду.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, их работой.
2. Проводятся беседы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Россия- Родина моя» и др.
3. Изготовление флага России к праздникам (рисование, аппликация, лепка)
Цель: знакомство с флагом России и воспитание любви к государственному символу страны.
4. Рассказы детей о членах своей семьи и как они помогают родным дома.
5. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Русская березка».
Цель: учить детей выражать свои эмоции и впечатления.
6. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Гуси-лебеди», Л. Квитко «Бабушкины руки», русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», К. Чуковский «Федорино горе» и др.
7. Тематические утренники к 23 февраля, 8 марта, Дню Матери.
8. Дидактические игры: Моих родителей зовут…» (закрепление знания имени и отчества родителей, «Добрые слова» (воспитывать доброжелательность, развивать речь, «Птицы» (знакомство детей с птицами родного края) и др.
Более разнообразные методы работы использую в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста :
1. Тематические занятия по патриотическому воспитанию : «Россия- наша Родина», «День защитника Отечества», «9 мая-День Победы!», «День народного единства» и др.
2. Целенаправленная организованная волонтерская деятельность :
- акция «Своих не бросаем. Помощь участникам специальной военной операции»;
- акция «Накорми птиц!»;
-акция «Книги малышам»;
-акция «Защитим природу вместе» и др.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница».
4. Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений о Родине.
5. Дидактические игры: «Слова любви к Родине», «Назови маму ласково», «Собери флаг страны» и др.
6. Проведение бесед: «Государственные символы страны», «Президент России», «Кем работают мои родители», «Наша армия» и др.
7. Изготовление стенгазеты с фотографиями «Защитники Отечества!»
8. Проводились спортивные досуги и конкурсы.
С детьми средней группы было проведено районное методическое объединение по патриотическому воспитанию детей с элементами волонтерской деятельности "Путешествие по России», которое вызвало одобрительные отклики присутствующих.
Цель: развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
С каждым годом работа по воспитанию патриотических чувств у детей усложняется, но в тоже время становится намного увлекательней. Дети становятся более самостоятельными, обдумывают свои слова и поступки, учатся анализировать, делать выводы. При организации предметно-развивающей среды стремлюсь к тому, чтобы содержание носило развивающий и познавательный характер, было направлено на самостоятельность и творческое развитие детей, соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям каждого дошкольника.
Так, при работе с детьми старшего дошкольного возраста мной проводилась следующая работа:
- тематические экскурсии в краеведческий музей;
- экскурсия к вечному огню и возложение цветов;
- участие в параде на 9 мая;
- проведение тематических утренников: «День Защитника Отечества», «День Победы», «Масленица», «8 Марта»;
- чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е, Благинина «Посидим в тишине», «Мать», Л. Толстой басня «Косточка», С. Михалков «Недотепа», В. Бороздин «Первый в космосе» и др. ;
-волонтерская деятельность;
-знакомство с «Красной книгой» (природа и фауна родного края);
-знакомство с правами и обязанностями детей и родителей (проведение бесед, собраний и мероприятия по теме с родителями и воспитанниками).
В образовательную деятельность включила игры и упражнения, позволяющие закрепить знания и умения детей, а также развивать у них воображение, память, внимание, самостоятельность, отзывчивость и доброту. Такие игры, как: «Мой адрес.», «Путешествие в страну доброты», «Флаг России», «Узнай по описанию», «Расскажи о своей семье», «Оцени поступки» и др.
На подготовительном этапе по организации всей своей работы были созданы тематические уголки: уголок по патриотическому воспитанию и уголок волонтерского движения «Юный волонтер!». А также мной были изготовлены: карточки, медали, нарезные картинки, тематические пазлы, таблички и красочные информационные презентации. Для волонтерской работы собирались и засушивались различные травы: мелиса, мята, ромашка, зверобой, шиповник, листья смородины, а также яблоки.
Работа по патриотическому воспитанию не имела бы полноценный характер, если бы не активное участие родителей воспитанников в волонтерских акциях, тематических праздниках и при изготовление необходимых атрибутов.
Результативность опыта.
В результате проделанной работы делаю вывод, что патриотическое воспитание детей легко и свободно можно осуществлять внутри детского сада, а волонтерская деятельность вызывает у детей неподдельный интерес.
Следует отметить, что выбранные мной методы, приемы и формы работы, и правильное их использование, позволило дошкольникам любой возрастной группы освоить знания, умения и навыки по теме, а именно:
- знают, как называется страна, в которой они живут;
- знают столицу нашей Родины;
- знают кто является президентом страны и чем он занимается;
- знают государственные символы страны;
- знают государственные праздники;
- знают, что обозначает каждый цвет флага;
- знают, что такое гимн и как его следует слушать;
- знают традиции и обычаи мордовского народа;
- у детей появилось желание заботиться о близких, о птицах и животных;
-появилось желание заниматься волонтерской деятельностью и помогать нуждающимся;
- у дошкольников развились творческие способности.
Дошкольники учатся умению наблюдать, анализировать и делать выводы. Многие научились оценивать свою работу и если в их действиях и поступках были совершены ошибки – исправлять их. Ребята стали целеустремленными и ответственными. Они стараются быть добрыми, отзывчивыми, толерантными. И у многих это прекрасно получается.
Когда дошкольники рассказывают о своих родных, о растениях и птицах, о своей Родине- у них «горят» глаза, на губах радостная улыбка, а в словах и интонациях прослеживаются чувства любви и гордости за своих родных и свою Родину.
Список литературы:
1. В. К. Дмитриев «Рассказы о праздниках- СПб. : Корона Принт, 2018г.
2. О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева «Воспитание дошкольников в духе русских народных традиций».- М. : ТЦ Сфера, 2019г.
3. М. Д. МАХАНЕВА «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».- М. : ТЦ Сфера, 2010г.
4. М. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»- методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007г.
5. Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина, О. Ю. Депутатова «Люблю мое Отечество»- М. :ТЦ Сфера, 2019г.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»-М. : ТЦ Сфера, 2005 Г.
7. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2014г.
Приложение
1. Консультация для родителей «Что такое волонтерство? Как стать волонтером и зачем это нужно!»
2. Консультация для родителей «Уроки этикета и вежливости для детей»
3. Консультация для родителей «Что нужно знать дошкольникам 5 лет о своей Родине-России!»
4. Презентация по волонтерству «Волонтерская работа в детском саду»
5. Презентация «Патриотическое воспитание в детском саду»
6. Районное методическое объединение по патриотическому воспитанию с элементами волонтерской деятельности «Путешествие по России.»