Надежда Просянникова
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Мир природы удивителен и прекрасен. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Публикация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый лучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.
В своей работе поставила цель и задачи экологического воспитания детей :
Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.
2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей :
-овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;
-получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу,
- охраны природы;- получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека;
-раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.
Хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным. Экологические знания и навыки дети могут получать не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игоревой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. С традиционными формами и методами экологического воспитания применяю инновационные формы и методы.
Экологические игры. Экологическая игра помогает в доступной форме донести сложные природные явления.
Интересным в работе с детьми является игровой прием, как получение писем жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные ситуации, решают, как помочь живому существу.
Игра «Узнай по объявлению» знакомит с особенностями животных и птиц, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идет речь.
Примеры:
Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый.
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
Что-то очень стало скучно одному выть на луну. Кто составит мне компанию.
Одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов. Желаю счастья! Ку-ку!
Прошу разбудить весной. Приходите лучше с медом.
Игры – исследования, игры – ребусы, игры - опыты («Солнышко и облачко», «Я - Ветер», «Я – Дождь», «Я – Солнце» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, предоставляют возможности для проявления самостоятельности, сотрудничества, и способности принимать правильные решения.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии :
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», ««Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
Игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
Игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?
Игра «Береги природу». На столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Информационно – технологический технологии прочно входят в систему дошкольного образования. Использую следующие виды иллюстративно – наглядных материалов на электронных носителях:
Мультимедийные презентации
Звуковые материалы – шум леса, прибоя, дождя, записи голосов птиц, млекопитающих.
Экранные материалы – это слайды, т. е. Серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме.
Так же в нашем дошкольном учреждении проходят природоохранные акции. Каждая акция проходит под своим девизом.
Виды акций:
Осенью:
«Осень волшебница» (сбор семян цветов)
«Птички – «симпатички»» (подкормка зимующих птиц)
Зима:
«Сохраним живую елочку»
«Витаминный огород»
Весна:
«Ее величество – Вода» (22 марта – Международный день воды)
«Берегите первоцвет»
«Каждому певцу по дворцу»
«Украсим дом цветами» (в праздник «День земли», дети сеют семена цветов)
Лето:
«Детский сад – цветущий сад»
«Берегите лес и его жителей от пожаров»
«Сто идей из ненужных вещей»
Путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
В своей работе были замечены такие изменения:
Дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно – следственные связи;
Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды. Что способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.