Светлана Поливина
Опыт работы «Инновационные технологии взаимодействия детского сада и семьи в современных социокультурных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью действия детского сада. Введение ФГОС ДО придает этому направлению работы принципиально новую значимость. В центре стандарта – требования к условиям, в том числе психолого – педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей.
Публикация «Опыт работы „Инновационные технологии взаимодействия детского сада и семьи в современных социокультурных условиях“» размещена в разделах
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода, новых современных технологий.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
«Клуб заботливых родителей» позволил установить эффективное и целенаправленное взаимодействие с родителями. Одна из встреч в клубе была посвящена художественно-эстетическому развитию ребенка в семье. Здесь не было традиционных докладов, лекций, просто шло активное педагогическое общение, в процессе которого родителей незаметно подвели к выводу о важности продуктивной деятельности в интеллектуальном развитии ребенка.
Обсуждение проблемы «Глина или пластилин : из чего лепить?» проходило в форме «дискуссионных качелей», где одна группа родителей высказывалась за глину и аргументировала свою позицию (качели вверх, другая вступала в противоречие (качели вниз) и отстаивала свою позицию за пластилин (качели вверх) и т. д. Воспитатель, по завершению дискуссий двух групп, разрешал проблему с точки зрения педагогики.
На встрече родители делились опытом лепки из соленого теста, обсуждали варианты хранения, использования и ухода за художественными материалами для домашних занятий художественно-творческой деятельностью.
По завершению встречи родители познакомились с работами детей, выполненными в нетрадиционной технике рисования.
Вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ способствует и совместная проектная деятельность детей и родителей.
На родительском собрании, посвященном проблеме детской книги в семейном чтении перед родителями была поставлена проблемная ситуация : с чего начинается процесс выбора книги для ребенка? Ответом на данный вопрос послужили слова сказочной героини Алисы из страны чудес : Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
Это побудило нас к разработке проекта «Художники-иллюстраторы детских книг». Перед детьми встала проблема : «Кто они авторы самых любимых книг?» В ее разрешении активно помогали родители. Так, семья Сережи Селеменева представила свой проект «Владимир Сутеев – детский писатель и художник-иллюстратор», а семья Кирсановых «Любимые картинки из детства» о художниках-иллюстраторах Юрии Васнецове, Евгении Рачеве, Владимире Сутееве.
Родители изготовили пособие «Художники- иллюстраторы сказок»
Ярким продуктом проектной деятельности можно считать создание в группе мини музея Дымковская игрушка,
Выставки: Русский самовар, Веселая матрешка. Родители принимают активное участие в сборе информации и экспонатов для экспозиции музея.
В процессе проектной деятельности родители совместно с детьми издают стен газеты о Дымковской игрушке, Русском самоваре, Матрешке.
Изготавливают книжки – малышки:
«Чудо ложки», «Дедушка Самовар», «Веселые матрешки, «Волшебная Дымка» .
С историей, стихами, загадками, пословицами, помещают иллюстрации из книг и журналов, рисунки детей. В создании газет и книжек принимает участие ни одна семья, а группа из нескольких семей. Таким образом, это способствует сплочению коллектива и дружбе между детьми и родителями.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах по флористике «Цветочный калейдоскоп», поделки из природного материала и овощей «Природные дары для поделок и игры», «Волшебный сундучок осени»,
«Новогодняя игрушка нашей семьи»,
поделки из теста «Мы лепили, мы катали в печке русской выпекали»,
изготовление пасхального сувенира «Писанки» и многие другие
и выставках «Лето, ах лето!» по нетрадиционной технике рисования : «Осень, осень в гости просим», «Для любимых бабушек и дедушек», «Летние зарисовки», «Здравствуй осень», «Зима в нашем городе» и т. д
мы заранее вывешиваем яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными собирают фото, рисуют рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки.
Выставки занимают особое место в жизни детского сада. Они объединяют интересы детей и взрослых.
Родители являются не только активными участниками, но и оценивают экспонаты выставок, как члены жюри.
Увлекательной, интересной, яркой работой с семьей является организация мастер классов. Данная форма работы организуется по просьбе родителей.
Так был организован мастер класс «Красивый бантик» по изготовлению заколок для девочек родительницей Поляшевой Еленой Михайловной. Ее дочка - Полина каждый день приходила в детский сад с разными красивыми, необычными заколками сделанными из ярких лент и бусин. Мамы девочек заинтересовались и попросили Елену Михайловну научить их делать для своих дочек бантики.
Результат превзошел все ожидания – все участники остались очень довольными.
Одной из форм работы с родителями остается проведение праздников и развлечений, где родители не просто зрители, они принимают активное участие в пошиве костюмов, изготовлении декораций и атрибутов, в обыгрывании ролей. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.
Так к двухсотлетию Хохломской росписи был проведен праздник «Золотая Хохлома», где родители приняли активное участие в исполнении ролей, приобретении костюмов, а также помогли наполнить купцам лотки хохломскими изделиями. На развлечении «Веселые матрешки» родителям было предложено с использованием нетрадиционных техник рисования раскрасить вместе с детьми наряд матрешки, поиграть и станцевать.
Праздник «В гостях у самовара» стал уникальным событием в жизни детей. Как же было весело провести этот праздник с любимыми мамами, папами и бабушками, которые не сидели на месте, а были активными участниками. Вспомнили песни, танцы и игры. Веселились от души. Праздник закончился чаепитием с пирожками и блинами испеченными мамами и бабушками.
Участие родителей в жизни группы и детского сада мы отображаем в «Ленте добрых дел». Наша лента добрых дел мотивирует и стимулирует на дальнейшее сотрудничество.
Все добрые дела обозначены символами.
Как нам кажется, эта форма сотрудничества очень наглядно поддерживает родителей в их желании к посильному участию в общих делах и служит примером для других родителей.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с семьей, как он - лайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Со страницы сайта «Откроем дверь в мир прекрасного» родители могут получить полезные советы и рекомендации в вопросах художественно эстетического развития детей.
Так страничка «Тайны музейных сокровищ» знакомит родителей с Балахнинским музейно – историко – художественным комплексом местонахождением его филиалов, программой работы для детей.
-На странице «Музеи разные нужны, музеи всякие важны!» содержится рекомендации педагогов, психологов, музейных сотрудников, как наиболее эффективно использовать воспитательный и развивающий потенциал музеев.
-на странице «Осваиваем город вместе!» размещены маршруты семейных образовательных путешествий, которые можно совершить в выходной день с детьми.
- на странице «Где прячется красота» родители могут «посетить» занятия приобщению детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства.
- Арт- галерея «Красота глазами детей» знакомит с творческими работами детей о родной природе.
- Страница «Город неравнодушных родителей» знакомит с творческими работами детей и родителей, принявших участие в различных конкурсах, выставках, организованных в ДОУ. Здесь же на этой странице можно посмотреть фрагменты мероприятий, в которых родители приняли самое активное участие.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Только от совместной работы с родителями зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!