лариса кириллова
Инновационные технологии в образовательном процессе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в образовательном процессе в ДОУ
Кириллова Лариса Алексеевна,
воспитатель д/с № 21 «Сказка»
I Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
Публикация «Инновационные технологии в образовательном процессе в ДОУ» размещена в разделах
Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А. В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С. Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д. Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.
Цель:
внедрение информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательных отношений для повышения качества воспитательно -образовательного процесса
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
II Использование ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях
1. Теоретическое обоснование о необходимости знаний ИКТ.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
1.1. Возможности ИКТ
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• ИКТ дают возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыта работы.
• ИКТ позволяют воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.
• значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
• меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к ООД.
• с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи. В сети Интернет можно обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты, сайта.
• работа с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одно преимущество.
ИКТ - это прежде всего:
• преобразование развивающей предметно-пространственной среды,
• создание новых средств для развития детей,
• использование новой наглядности,
• дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
• разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы,
• наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
• возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации,
• подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
• подбор дополнительного познавательного материала,
• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов,
• оформление групповой документации, отчётов,
• создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной деятельности.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению: воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать ООД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
1.2. Преимущества компьютера
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
• Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
• Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
• Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
• Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д.);
• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
• Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
• Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
• Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе спедагогом, родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
1.3. Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
В настоящее время работу с документами я веду в электронном виде, использую три продукта из пакета MS Office – Word, Excel и PowerPoint.
В формате Excel веду книгу движения детей и журнал учета посещаемости, журнал здоровья. Формат Word использую для календарного планирования, каждодневного планирования работы с детьми, планирования образовательной деятельности, анкет для родителей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
1.4. Требования по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательно- воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:
- несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
- бесплановость, случайность применения ИКТ, нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками, несоответствие возрасту детей.
Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и
глазо-двигательную гимнастику. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с 5 использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя.
Для проведения фронтальных занятий необходимо использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета или групповой комнаты до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Таким образом, признаем, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование методической разработки «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении» будет способствовать повышению профессионального уровня педагогов, побуждать их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Также она помогает понять, что нельзя исключить ИКТ из процесса обучения дошкольников, а наоборот, доказывает необходимость активного включения этих технологий в образовательный процесс.
На основе самоанализа результатов моей педагогической деятельности по использованию ИКТ в работе с дошкольниками, можно сделать вывод, что произошли:
-изменения в качестве знаний воспитанников;
-изменения в уровне воспитанности;
- изменения в запоминание содержания;
-изменения в развитии интереса к образовательной деятельности.
Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что его использование в образовательно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.
Таким образом, использование ИКТ в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999
2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.
3. Горвиц Ю. М. Компьютер и дети / Горвиц Ю. М. // Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.
4. Горвиц Ю. М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю. М. //Очаг. - 2004. - №3. - с. 80-81.
5. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2011
7. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2012
8. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
9. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
10. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. - 2010. №2. - с. 91-92.
11. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С. 16.
12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2014.- 204 с.
13. Шаехова Р. К. Предшкольное образование : актуальность, проблемы, стратегия развития/Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7.-С. 54-57.