Гузель Сагитова
Инновационные технологии в литературном развитии ребенка
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Публикация «Инновационные технологии в литературном развитии ребенка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Книга, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В течение года я работала с детьми старшего дошкольного возраста. Практически все дети пришли в детский сад в возрасте 5 лет. В процессе работы обратила внимание, что дети часто отказываются послушать новую сказку, рассказ или стихотворение, невнимательно следят за развитием действия, не сопереживают героям произведения, а также часто возникают трудности, связанные с анализом смысла произведения. Если в других центрах дети играли, развивались, к центру книги у детей особого интереса не было (иногда брали книжку, листали, но интерес быстро пропадал) .Анализ анкетирования родителей выявил, что у всех детей дома есть книжки, книжные полки, но только 30% родителей читают детям книжку по инициативе ребенка, а остальные приобретают художественную литературу для самостоятельной деятельности детей (чтобы занять ребенка) .
Таким образом, проанализировав, данные затруднения определила для себя, что необходимо целенаправленно, комплексно и системно заниматься вопросами приобщения дошкольников к художественной литературе. Целью моей деятельности стало формирование интереса и потребности ребенка в чтение художественной литературы через использования инновационных технологий.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы через создание центра книги.
2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении) .
4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
Свою работу я начала по создания предметно пространственной среды, привлекая родителей и детей.
Начали с пополнения центра «Книжкин дом», в котором пространство поделила на несколько секторов: «Необычные книги», где представлены музыкальные книги, книги-игрушки;
«Любимые книги» «Книжки-малышки» книги из дома, которые принесли дети.
«Сегодня мы читаем» книги по тематике недели.
Нельзя не заметить, что красочно оформленный центр «Книжкин дом» привлекает интерес и внимание детей и мотивирует воспитанников на активные действия в свободной самостоятельной деятельности.
Первая наша работа – это изготовление макета «Чудо дерево». Это дерево многофункциональное. (Заучивание стихотворений по временам года, можно вспомнить стихи, загадки, Обыгрывание сюжетов знакомых произведений)
Так же служит для обыгрывания знакомых сказок макет «У лукоморья дуб зелёный». В центре дуб в которой сидит кот ученый и рассказывает разные сказки. Дети берут из волшебного сундучка героев сказок и обыгрывают все на этой поляне.
Макеты решали такие задачи, как воспитание любознательности у детей, формирование познавательного интереса, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности в процессе создания макета.
Заинтересовать детей и привить любовь к книге нам помогло изготовление методических пособий – лэпбук, который изготовляют совместно взрослый, дети, родители. Лэпбук – это книжка раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладышами подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В каждой книжке есть кармашек с детскими работами, где применялись различные технологии : поделки из бросового материала, рисование, аппликация, лепка и т. д.
Детям больше всего понравилась технология ТРИЗ (Например, читая сказку можно придумать её новый конец или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему) Приведу примеры игр ТРИЗ, которые я использовала в создание книжки-раскладушки: «Загадки от художника», «Волшебные картинки», «Расскажи знакомую сказку с новыми героями», "Перевёртыши" и др.
Совместно с детьми и родителями изготовлены книжки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», «Сказки Г. Х. Андерсана»
Принимая участие в изготовление Лэтбука запомнают детально главного героя или героя сказки, который больше всего понравился.
Проделанная работа способствует накоплению и обогащению педагогического опыта у родителей, повышению заинтересованности в вопросах воспитания у детей книжной культуры и приобщения детей к чтению художественной литературы. Родители активно участвовали в выставках любимых книг, вместе с детьми изготавливали «Книжки-малышки», помогли создать макеты по сказам Бажова.
На данный период по результатам анкетирования 98% родителей оценивают положительно работу по приобщению дошкольников к художественной литературе, предлагают активную помощь в дальнейшем сотрудничестве. Таким образом, опыт работы в данном направлении позволяет мне сделать вывод, что реализуемый мною комплекс мероприятий по приобщению детей к художественной литературе позволяет достичь хороших результатов по формированию устойчивого интереса к произведениям. Дети знают и соблюдают элементарные правила аккуратного обращения с книгами; с удовольствием принимают предложение послушать чтение произведений, учатся внимательно слушать небольшой текст до конца и сопереживать героям произведения. В перспективе планирую активно работать над развитием литературно-творческих способностей. На данном этапе разрабатываю модель, которая в дальнейшем позволит детям самим стать авторами собственных произведений, сказок, стихотворений.