Папки-передвижки

Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»

Наталья Березюк
Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»

ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач», ее автором является известный ученыйГенрих Саулович

Альтшуллер

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –

развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

Что нам дает использование технологии ТРИЗ?

Публикация «Инновационные технологии „ТРИЗ: Учимся мыслить смело!“» размещена в разделах

Развитие творческого мышления;

Развитие логического мышления;

- Развитие воображения;

- Развитие внимания;

Развитие речи.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ?

• В Познавательном развитии;

• В Речевом развитии;

• В Социально-коммуникативном развитии;

• В художественно-эстетическом развитии;

• В физическом развитии;

Цель триз :

Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог должен дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Методы триз :

«Имя признака – значение имени признака».

Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.

Д/п. «Дорожка признаков»

«Супермаркет»

Ход игры: Игра начинается со слов:

«В супермаркет мы идём,

Всё, что нужно, приобретём.

В отдел посуды мы идём,

Всё, что нужно, купим в нём!»

Чтобы купить посуду, надо описать её с опорой на пособие «Имя признака – значение имени признака» :

• Д/п. «Поляна признаков»

цель: Учить детей выделять признаки объектов.

Ход игры: По кругу разложены карточки со схемами признаков предмета, в центре сам предмет. По сигналу ведущего дети бегут по кругу и останавливаются напротив какой либо карточки и описывают признак предмета согласно схеме.

• Д/п. «Причина – следствие»

цель:

Учить детей правильно, составлять предложения с причинно-следственной связью, учить связно выражать свои мысли, развивать логическое мышление, связную речь.

Ход игры:

Дети должны составить предложения, используя пару картинок различных ситуаций, используя сначала слово "потому что". Затем составить предложение в обратном порядке, используя слово "поэтому". чтобы картинки правильно отражали причину и следствие событий, изображенных на предложенных картинках.

• Д/п. «Признаки в кругу»

Цель: Учить детей выделять признаки объектов.

Ход игры:

По сигналу ведущего дети с карточками встают в круг, соединяя картинку с признаком соседа, и описывают свой объект по соседнему признаку.

«Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет ка»)

цель: закрепление названий объектов или предметов, развитие пространственной ориентировки (выше – ниже, справа – слева, перед - после); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы.

Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

Плоскостная: на листе (столе, доске) с предметными картинками.

• ММЧ (моделирование маленькими человечками)

цель: позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-»

• Мозговой штурм

цель: развитие коммуникативных способностей детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

как уберечь продукты от мышей;

как не намокнуть под дождем;

как мышам достать сыр из-под носа кота;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

«Морфологический анализ»

Д/п. «Сочиняем сказки сами»

Используя алгоритм составления сказки по модели часов, дети учатся представлять объект в каком либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания, учитывая химические и физические свойства этого объекта.

«Звериная путаница».

цель : развиваем фантазию и речь, креативность, интерес к придумыванию нового.

Ход игры:

Из частей двух-трех животных составить новых, загадочных животных. Предложить ребенку назвать все части, придумать названия для необычных существ, придумать и описать новый объект с необычными свойствами, используя четыре серии картинок: «движение», «материал», «звук», «запах».

После обсуждения чудо зверя для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.

В конце игры можно распутать путаницу частей тел, собрав животных правильно.

«Составление загадок».

цель: учить составлять образные характеристики предметов, объектов путем загадывания загадок; развивать творческую речевую деятельность. умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление; внимание;

3) воспитывать умение слушать друг к другу.

• Благодаря играм и упражнениям, у детей повысился интерес к занятиям, увеличился словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу с детьми более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны в себе.

Цитата из пособия Людмилы Евгеньевны Белоусовой «Удивительные истории» :

«Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его много­цветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека мень­ше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»
Опубликовано: 18 июня 2020 в 11:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД