Папки-передвижки

Инновационные технологии работы с воспитателями педагога-психолога

ЛИДИЯ Фурсова
Инновационные технологии работы с воспитателями педагога-психолога
▼ Скачать +Заказ

В последнее время в сфере образования происходят значительные изменения. Деятельность воспитателя связана с постоянным решением педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Педагогом в процессе решения задач вырабатываются и воплощаются в жизнь нестандартные педагогические решения, оптимальные для данной ситуации. Однако в процессе своей профессиональной деятельности педагоги испытывают психические перегрузки, стрессы и трудности. Именно поэтому, одной из основных задач работы педагога-психолога на сегодняшний день является повышение психологической компетентности педагогов, сохранение и укрепление их психологического здоровья, профилактика синдрома профессионального выгорания.

Публикация «Инновационные технологии работы с воспитателями педагога-психолога» размещена в разделах

Наиболее эффективными формами и методами работы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов являются интерактивные, которые способствуют развитию внутренних средств саморазвития и самовосстановления. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Основной направленностью инновационных форм является :

- активизация педагогов,

- развитие их креативного мышления,

- нестандартный выход из проблемной ситуации.

Задача психолога заключается в том, чтобы поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить инструментами для успешной работы. Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.

В своей работе применяю целый ряд методов.

Исследовательские методы, которые выполняют функцию не только познавательную, но и диагностическую (страхи, тревоги, ожидания) :

наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование.

Применяю методы психологического консультирования:

- индивидуального и группового;

- активного и пассивного.

К числу наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогами я отношу :

- семинар-практикум;

- тренинг;

- видеотренинг;

- мастер-класс;

- викторина;

- «круглый стол»;

- ролевые и деловые игры;

- методика «Продленная конференция»;

- «Аквариум»;

- флэштренинг и др.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Тренинг — форма работы, направленная на отработку определенных профессиональных умений и навыков. Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко использую педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный материал.

Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе. Моя задача, как психолога, оказать профессиональную психолого педагогическую помощь педагогам по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, способствовать профилактике синдрома «эмоционального сгорания». С этой целью в ДОУ были проведены: тренинг «Профилактика стрессов у педагогов». Семинар с элементами тренинга по самопомощи «Дождь в джунглях» и другие упражнения, чтобы научиться расслабляться, на которых педагоги обучались осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции.

Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических и психологических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными,

но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия». Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видео технического средства при обучении педагогов.

Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных

умений и навыков у педагогов.

Викторина — занимательная игра, в ходе которой в определённой последовательности (логической, хронологической и др.) перед участниками

ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме.

Викторины являются самостоятельным видом методической работы, но

могут проводиться и на заседаниях исследовательских групп в форме показа

рисунков, фотографий, воспроизведения магнитофонных или видеозаписей,

демонстрации опытов.

«Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

В нашем дошкольном учреждении получили распространение свернутые

формы дискуссий, к которым относятся круглый стол. Темы для круглых

столов бывают совершенно разными, но они обязательно содержат в своей

формулировке альтернативные элементы. Например, «Взаимодействие с

родителями при поступлении ребенка в ДОУ», Круглый стол «Формирование

у детей с ОВЗ позитивного отношения к миру», Круглый стол «Развитие речи

детей в условиях семьи».

«Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра

предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства:

наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме. Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме. Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение педагога-психолога) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым

сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи–

это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме. Каждой

команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать

общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для

подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ. В пример приведу деловую игру для воспитателей «Физическое развитие дошкольников», цель, которой является актуализация знаний о физическом развитии детей дошкольного возраста, и которую мы проводили после предварительной работы.

Методика «Продленная конференция» при открытых занятиях при подготовке к проведению открытого занятия педагог обсуждает с психологом всю технологию проведения занятия; после проведения открытого занятия продолжается обсуждение эффективности полученных результатов. В основном применяется при работе с молодыми специалистами, поскольку они получают помощь при подготовке к занятию,

его проведению и последующему анализу.

«Аквариум» используем в профилактике конфликтов при взаимодействии участников педагогического процесса -•форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она

может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные

выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Это прием дает педагогам возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Мастер – классы - показ открытых занятий.

Тематика: «Применение инновационных техник на занятиях ДОУ», «Индивидуальные приемы обучения, используемые на занятиях» и другие.

Например, в нашем ДОУ планируется для педагогов мастер-класс по телесно-ориентированной терапии. На открытом занятии будут показаны игровые упражнения и задания, которые педагоги смогут применять на занятиях с детьми, чтобы регулировать эмоциональное напряжение, работать с агрессией и тревожностью.

Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика. Это тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в

решении своих проблем. Понимание содержания «флэшки» музыкального

видеообраза позволяет человеку расслабиться, переосмыслить собственный внутренний мир, расширить возможности сознания. Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые "фильтры" нашего сознания. Материал «флэшки» используется как средство выявления в человека "скрытых" мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность (просмотр ролика).

Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе занимают немаловажное место. Компьютер является надежным помощником педагога-психолога при подготовке и проведении психодиагностических, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работе среди всех участников образовательного процесса. А Интернет, как и компьютер это большой ресурс, с помощью которого можно заниматься самопознанием, общением (социальные сети, получать информацию о мировых событиях и т. д. Исходя из этого, я предлагаю использовать обширный ресурс - Интернет, для дистанционной психологической поддержки педагогов. Это позволит аккумулировать в свободном доступе большой объем психологических материалов, необходимых педагогам для работы. А также получить поддержку анонимно, без личного обращения к психологу. Для этого психологу необходимо иметь свой раздел на интернет портале (сайте) учебного заведения, где он сможет обновлять информацию и отвечать им на интересующие их вопросы.

Итак, используя инновационные формы при взаимодействии с педагогами в своей профессиональной деятельности, я убедилась в их эффективности. У

педагогов появился интерес, они с удовольствием участвуют в мероприятиях,

проводимых мной как психологом. При этом наблюдается снижение риска

формирования синдрома профессионального выгорания, укрепляется психологическое здоровье педагогов, повышается уровень их психологической компетентности. Следовательно, с уверенностью можно сделать вывод, что интерактивные методы в работе педагога-психолога с педагогами – интересное, креативное, перспективное направление в образовании, отвечающее запросам современного общества.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Инновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДДИнновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДД Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии работы с воспитателями педагога-психолога
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 13:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии работы с воспитателями педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем ЛИДИЯ Фурсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД