Аурика Анчукова
Инновационные технологии на уроке истории для повышения качества образования
Многие творческие и дискуссионные приемы, технологии хорошо зарекомендовали себя при работе над материалами курса истории. Основное требование к дискуссионным технологиям – соответствие возрастной категории обучающихся и уместность использования на уроке в соответствии с его основной целью.
Наиболее эффективной технологией является технология развития критического мышления —способности ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный опосредованный, осознанный характер. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни.
Публикация «Инновационные технологии на уроке истории для повышения качества образования» размещена в разделах
Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания : вызов (пробуждение, осмысление (реализация, рефлексия (размышление).
При использовании такой технологии хорошо работают следующие приемы и методы: необъявленная тема, мозговая атак, кейс идей, неверные утверждения, понятийное колесо, дерево предсказаний, ключевые слова, кластер и пр.
Стратегия смыслового чтения состоит из трех видов деятельности:
1. Предтекстовое чтение, представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат
2. Стратегии текстовой деятельности – углубленное чтение, цель которого ответить на определенные нами вопросы, найти связь между понятиями и их определениями, датами и событиями, которые с ними связаны
3. Стратегии послетекстовой деятельности – определяет, что мы узнали нового (в качестве закрепления – составляем кластер)
Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса обучающихся. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». Тонкие вопросы предполагают неразвернутый конкретный ответ, толстые – аргументацию, рассуждение, анализ, формулировку собственного мнения или даже дискуссию.
Не менее популярна и эффективна групповая форма работы, так как она позволяет включить в работу всех обучающихся. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей. Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции : контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и, если необходимо, оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Например: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Прием рефлексии «Рюкзак» используется чаще всего на уроках истории после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: я научился составлять план ответа; я понял причины определенного события; я, наконец-то, запомнил дату сражения.
Проектная методика — дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную технологию, завершающуюся практическим результатом.
Отдельные инновационные приемы, направленные на актуализацию и оценивание знаний также эффективны, они могут использоваться как в групповой, так и в персональной работе, и на уроке и дома. Ни же назовем несколько таких приемов.
Прием «Фома Неверующий» : ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».
Прием «Написание эссе» : «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Историческая азбука» : ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот, чей список окажется самым правильным и длинным.
Прием «Исторический футбол» : класс делится на команды, каждая из которых получает задание составить вопросы по определё нному материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т. д.). Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Прием «Имя, дата, событие» : задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
В качестве рефлексии хорошо зарекомендовал себя самоанализ по карточке и мини- инфографика, включающая полученный новый материал.