Нина
Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №5 Г. МОЖАЙСКА
(МДОУ №5 г. МОЖАЙСКА)
___
143200, МО, г. Можайск, ул. Мира, д. 18
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Инновационные технологии,
как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Публикация «Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников „Круги Луллия“» размещена в разделах
Воспитатель : Трунова Н. Ю.
Можайск
2021 г
Цель : Создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Расширение знаний педагогов, а также совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.
Актуальность. Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования. Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются, как традиционные педагогические технологии например, игровые, так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.
В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод ТРИЗ.
Целью использования ТРИЗ технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успеху других, желание помочь, желание найти выход из трудной ситуации.
Самым эффективным методом использования технологии ТРИЗ является метод «Круги Луллия».
Основоположником данного метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в XIII веке. Ученый изобрел круги, на которых разместил такие принципы, которые принимаются без доказательств. В настоящее время этот метод, основанный на морфологическом анализе, используется педагогами для создания развивающих игр и головоломок для детей дошкольного возраста..
Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста, как чудесные кольца или загадочные круги. На общем стержне закреплены подвижные фанерные круги разного диаметра. Сверху установлена подвижная стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов - 8. На них располагают разнообразные картинки: предметные, сюжетные, слова, цифры, фигуры, схематические изображения. Круг и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось - бы несовместимые объекты. Для работы с детьми 4 - 5 лет целесообразно брать два круга разного диаметра и использовать 4 сектора на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют два - три круга (6 – 8 секторов на каждом). Дети 6 - 7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста.
Пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности, многофункциональное, используется в работе с детьми в организованной и самостоятельной образовательной деятельности, в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Вариантов игр множество, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Возрастная направленность: пособие разработано для детей 4 -5, 5 - 6, 6 – 7 лет.
Цель: создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций, поддержание познавательного интереса у детей.
Данное пособие можно использовать в образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, оно способствует:
развитию творческих способностей, умению воспринимать и чувствовать красоту природы;
закреплять знания о русских народных традициях, праздниках, родной культуре;
закреплять знания о народном творчестве, народно – прикладном искусстве, фольклоре России.
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов :
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.
В итоге хочется отметить, что при работе с кругами Луллия дети учатся группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Картотека дидактических игр
Дидактическая игра «Дерево, листок, плод»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: умение различать и называть листья, плоды знакомых деревьев;
развивать речь, внимание, наблюдательность, память, способствовать развитию познавательных процессов, расширению кругозора, воспитывать эстетические чувства.
Возраст: 6 – 7 лет.
Материал и оборудование: круги Луллия, карточки.
Ход игры:
Игра знакомит детей с деревьями России. Играть можно как одному, так и небольшой группой.
На нижний круг разложить изображения деревьев; на средний круг – листья деревьев; на верхний – картинки плодов или семян (яблоко, шишка и др.).
Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, выбрать на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение листа и располагают его над яблоней, на верхнем круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: закрепить название взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей (множественное число, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, словарный запас.
Возраст: 4 – 5лет.
Материал и оборудование: круги Луллия, картинки – 60 шт.
Ход игры:
Ребёнок стрелкой выбирает на нижнем круге изображение взрослого животного, правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся - домашним или диким. Затем вращает следующий круг, с картинками детеныша-называет детеныша, следующий круг- определяет где живет и верхний круг- чем питается. Находит нужные картинки, останавливает круг, правильно называет детёныша и рассказывает о животном.
Игра на развитие творческого воображения
Для этой игры подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.
Например: круги с животными и детенышами – совпали картинки с медведем и зайчатами. Спрашиваем: «Как будет воспитывать медведь зайчат, чему учить, чем питаться и где обитать?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
Дидактическая игра "Подбери цвет"
Цель : закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Возраст: 6 – 7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть цвет в, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать, соответствующий цвету предмет, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, светло-зеленая трава.
Затем путем вращения центральных кругов подобрать основные цвета, путем смешивания которых,получим исходный цвет.