Марина Невешкина
Инновационные подходы в организации работы ДОО при поддержке детской инициативы и самостоятельности в целом
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы в организации работы ДОО при поддержке детской инициативы и самостоятельности в целом.
Самым важным из основополагающих принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, является построение образовательно деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Исходя из этого, актуальным является создание условий для самореализации и развития дошкольника в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесса, в котором содержатся все условия для инициативы и самостоятельности. Внедряя новые подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности, мы опирались на научные исследования педагогов-психологов Н. А. Коротковой и П. Г. Нежнова,которые основаны на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности. Н. А. Короткова и Г. П. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника. Ими было выделено четыре сферы инициативы : творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная и познавательная.
Публикация «Инновационные подходы в организации работы ДОО при поддержке детской инициативы и самостоятельности в целом» размещена в разделах
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Она выявляется во многих видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании, проектной деятельности. Это главный показатель детского интеллекта, а так же развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Если брать за основу дошкольный возраст, то здесь инициативность проявляется любознательности, пытливости ума, изобретательности. Ребенка, обладающего инициативностью отличает содержательность интересов и взглядов, а так же потребностей.
На основе этого можем выявить закономерность детской инициативы в различных видах деятельности. На практике это происходит следующим образом. В каждой группе ДОО можно повесить ватман, который будет представлять представлять собой панно (в доступном для детей месте) с изображением (например дома) с девятью окнами – это виды деятельности, маркерами деятельности служат картинки, расположенные на каждом из окон. Шарики – это фотографии детей группы, которые находятся в определённых коробках.
В утренние часы дети вместе с воспитателем собираются перед «Волшебным домиком» и обсуждают, какие инициативы и как будут реализовываться в разных видах их деятельности. Озвученные инициативы (шарики) размещаются детьми на в каждом окошке. Тема недели всегда может меняться, это зависит от реализуемых инициатив детей.
Специалисты и педагоги дополнительного образования получают информацию в утренние часы и подстраивают свою работу под запросы детей. После завершения образовательной деятельности дети анализируют проявленную инициативу (детская рефлексия) с помощью карточек «Веселые человечки» и отмечают цветным маркером центры активности, которые они посетили за день.
В конце дня группа подводит итоги выполнения инициатив, и выявляет, какие из них не реализованы и почему (не реализованные остаются в коробке до следующего раза). Воспитатель анализирует полученную информацию (что получилось, что не получилось, почему) и планирует деятельность следующего дня с учётом выявленных проблем и помощи в реализации предыдущих.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Целью его, является содействие становлению ребенка как личности в целом.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: осваивая при поддержке взрослого выбор и ответственность, умение анализировать собственную деятельность, ребенок обретает собственные цели и способы их осуществления, а вместе с ними-свободу и осознанную ответственную деятельность. Любой педагог по –своему – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Список литературы:
1Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им. А. И. Герцена. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — С. 30–35.
2Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах». М. 2014г.
3. Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста». М. Просвещение 2015г.
4 «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.