Приложение МААМ

Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации

Колпакова Галина Владимировна
Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы

Колпакова Галина Владимировна

Воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/С 104 «Ладушка»

Якутск, Республика САХА (Якутия, Россия

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

(Чехов А. П.)

«Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации».

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. В процессе дошкольного и школьного воспитания уделяется недостаточно внимания формированию у детей представления о труде и конкретно, о той или иной профессии. Единственной возможностью воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к созидательной деятельности, является игровая деятельность. Воспитатель при этом занимает далеко не последнюю роль. Именно в дошкольном возрасте через игру ребенок, пробует себя в роли взрослых, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за трудом. Поэтому основной задачей является — мотивировать деятельность ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении знаний, умений и навыков, требующихся в той или иной профессии. Чаще у детей младшего дошкольного возраста представление о труде формируется при помощи дидактических игр, о которых писала ещё Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность». При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых можно использовать следующие дидактические игры: 1) «Кто что делает?» игра конкретизирует представления о профессиях); 2) «Кому что нужно для работы игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении всех детей в труд. Здесь продолжаются использования индивидуальных поручений, как следствие - закрепление сформированных навыков. Со средней группы вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного года — по подготовке к занятиям. Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. На данном этапе педагог развивает волевые усилия у детей, что, несомненно, важно при выборе будущей профессии. На данном этапе мы ведем детей старшего дошкольного возраста. Тема профориентации особенно актуальна в данном возрасте. У детей 6-7 лет углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает желание подражать им. Именно поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий, чтобы ребенок мог проанализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Публикация «Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации» размещена в разделах

Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, мы ставим для себя следующие цели и задачи:

Формирование у детей первичного ценностного представления и положительного отношения к профессиям различных сфер обслуживания населения, результатам их труда.

Задачи:

Образовательные: расширять и углублять знания детей о профессиях, уточнить и закрепить у детей представление о труде и результатах труда изучаемых профессий.

Развивающие: развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности, самостоятельность мышления; активизация словаря по изучаемой теме.

Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь.

Ожидаемые результаты:

• Расширение знаний детей знания детей о профессии строитель.

• Пополнение словарного запаса.

• Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.

• Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада.

Также в своей работе мы используем разнообразные формы и методы :

Экскурсии, Сюжетно-ролевые игры, беседы, виртуальные экскурсии, продуктивная деятельность, ИКТ технологии, дидактические игры, ЛЭПБУК.

Подробнее остановимся на применении дидактического пособия - ЛЭПБУК.

Информационное наполнение включает в себя блок дидактических игр.

д/ и: «Знаю все профессии». В этой игре закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах. Задача детей – подобрать атрибуты к каждой профессии. Так же воспитывается уважение к людям труда.

Однако, в ходе беседы с детьми старшей группы, был выявлен тот факт, что большинство детей поверхностно знают о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Смутными были представления о быте сельских жителей, об использовании техники в сельскохозяйственном труде. А как мы все знаем, это очень важная отрасль, которая нуждается в хороших специалистах. Важным компонентом в формировании представлений о труде является собственный опыт детей. Поэтому в весенний период был организован огород на подоконнике, за которыми ребята могли самостоятельно ухаживать. Беседы с педагогом, личный опыт сделали свое дело. Уже в конце весеннего периода, дети более четко понимали специфику работы в сельскохозяйственной отрасли. Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде. В разговоре с ребенком можно определить степень понимания той или иной профессии. Необходимо помнить, что детям нужно рассказывать обо всех профессиях, которые существуют в нашем мире.

Тематика профессий преимущественно связана с современной жизнью ("Агроном", "Путешествие на Северный полюс", и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.

Тематический план

Содержание базовых тем

Октябрь Введение. Мир профессий.

2 Беседа «О пользе труда медицинских работников»

3 Сюжетно-ролевая игра «Больница

4 Рисование на тему «Я – врач»

Ноябрь 1 Беседа «Зачем нужна аптека?». Показ слайдов «Что есть в аптеке?»

2 Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

3 Изготовление аппликации «Витрина аптеки»

4 Экскурсия в ФАП д. Михайловка

Декабрь 1 Беседа «Загадочное письмо»

2 Сюжетно-ролевая игра «Почта»

3 Изготовление праздничной открытки.

4 Экскурсия в Почтовое отделение д. Михайловка

Январь 1 Беседа «Библиотека – клад знаний»

2 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

3 Изготовление книги

4 Зарисовка сказки в изготовленной книги

Февраль 1 Экскурсия в библиотеку д. Михайловка

2 Беседа «Полеты в небе». Показ слайдов.

3 Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»

4 Рисование на тему «Самолет моей мечты»

Март 1 Беседа «Морские путешествия»

2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

3 Аппликация «Я капитан корабля»

4 Беседа «Профессия : шофер»

Апрель Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»

2 Аппликация «Машина для шофёра»

3 Творческая работа «Мир профессий». Изготовление коллажа.

4 Оформление выставки работ детей.

Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности. Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо создать предметно-развивающую среду:

Создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, картотека пословиц, поговорок, загадок о труде.

Была сделана подборка мультфильмов, презентаций по теме «профессии», и атрибуты к сюжетно-ролевым играм. (Банкомат).

Оснащена коробка с предметами – заместителями.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных отношений.

Силами детей и родителей были изготовлены альбомы профессии наших родителей.

Заканчивая написание статьи отметим, что полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи мы приглашаем родителей воспитанников. Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу отом, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Литература: Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм. -метод. пособие. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 143 с. Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000 Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г. Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату :

Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М. : Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ ( дата обращения: 10.11.2019).

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников»Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников» В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 16:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации» (включая файлы) размещена пользователем Колпакова Галина Владимировна (УИ 2312327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД