Колпакова Галина Владимировна
Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Колпакова Галина Владимировна
Воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/С 104 «Ладушка»
Якутск, Республика САХА (Якутия, Россия
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
(Чехов А. П.)
«Инновационные формы работы с дошкольниками для формирования ранней профориентации».
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. В процессе дошкольного и школьного воспитания уделяется недостаточно внимания формированию у детей представления о труде и конкретно, о той или иной профессии. Единственной возможностью воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к созидательной деятельности, является игровая деятельность. Воспитатель при этом занимает далеко не последнюю роль. Именно в дошкольном возрасте через игру ребенок, пробует себя в роли взрослых, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за трудом. Поэтому основной задачей является — мотивировать деятельность ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении знаний, умений и навыков, требующихся в той или иной профессии. Чаще у детей младшего дошкольного возраста представление о труде формируется при помощи дидактических игр, о которых писала ещё Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность». При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых можно использовать следующие дидактические игры: 1) «Кто что делает?» игра конкретизирует представления о профессиях); 2) «Кому что нужно для работы?» игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении всех детей в труд. Здесь продолжаются использования индивидуальных поручений, как следствие - закрепление сформированных навыков. Со средней группы вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного года — по подготовке к занятиям. Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. На данном этапе педагог развивает волевые усилия у детей, что, несомненно, важно при выборе будущей профессии. На данном этапе мы ведем детей старшего дошкольного возраста. Тема профориентации особенно актуальна в данном возрасте. У детей 6-7 лет углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает желание подражать им. Именно поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий, чтобы ребенок мог проанализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, мы ставим для себя следующие цели и задачи:
Формирование у детей первичного ценностного представления и положительного отношения к профессиям различных сфер обслуживания населения, результатам их труда.
Задачи:
• Образовательные: расширять и углублять знания детей о профессиях, уточнить и закрепить у детей представление о труде и результатах труда изучаемых профессий.
• Развивающие: развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности, самостоятельность мышления; активизация словаря по изучаемой теме.
• Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей знания детей о профессии строитель.
• Пополнение словарного запаса.
• Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.
• Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада.
Также в своей работе мы используем разнообразные формы и методы:
Экскурсии, Сюжетно-ролевые игры, беседы, виртуальные экскурсии, продуктивная деятельность, ИКТ технологии, дидактические игры, ЛЭПБУК.
Подробнее остановимся на применении дидактического пособия - ЛЭПБУК.
Информационное наполнение включает в себя блок дидактических игр.
д/и: «Знаю все профессии». В этой игре закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах. Задача детей – подобрать атрибуты к каждой профессии. Так же воспитывается уважение к людям труда.
Однако, в ходе беседы с детьми старшей группы, был выявлен тот факт, что большинство детей поверхностно знают о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Смутными были представления о быте сельских жителей, об использовании техники в сельскохозяйственном труде. А как мы все знаем, это очень важная отрасль, которая нуждается в хороших специалистах. Важным компонентом в формировании представлений о труде является собственный опыт детей. Поэтому в весенний период был организован огород на подоконнике, за которыми ребята могли самостоятельно ухаживать. Беседы с педагогом, личный опыт сделали свое дело. Уже в конце весеннего периода, дети более четко понимали специфику работы в сельскохозяйственной отрасли. Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде. В разговоре с ребенком можно определить степень понимания той или иной профессии. Необходимо помнить, что детям нужно рассказывать обо всех профессиях, которые существуют в нашем мире.
Тематика профессий преимущественно связана с современной жизнью ("Агроном", "Путешествие на Северный полюс", и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.
Тематический план
Содержание базовых тем
Октябрь Введение. Мир профессий.
2 Беседа «О пользе труда медицинских работников»
3 Сюжетно-ролевая игра «Больница
4 Рисование на тему «Я – врач»
Ноябрь 1 Беседа «Зачем нужна аптека?». Показ слайдов «Что есть в аптеке?»
2 Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
3 Изготовление аппликации «Витрина аптеки»
4 Экскурсия в ФАП д. Михайловка
Декабрь 1 Беседа «Загадочное письмо»
2 Сюжетно-ролевая игра «Почта»
3 Изготовление праздничной открытки.
4 Экскурсия в Почтовое отделение д. Михайловка
Январь 1 Беседа «Библиотека – клад знаний»
2 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
3 Изготовление книги
4 Зарисовка сказки в изготовленной книги
Февраль 1 Экскурсия в библиотеку д. Михайловка
2 Беседа «Полеты в небе». Показ слайдов.
3 Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»
4 Рисование на тему «Самолет моей мечты»
Март 1 Беседа «Морские путешествия»
2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
3 Аппликация «Я капитан корабля»
4 Беседа «Профессия: шофер»
Апрель Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
2 Аппликация «Машина для шофёра»
3 Творческая работа «Мир профессий». Изготовление коллажа.
4 Оформление выставки работ детей.
Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности. Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо создать предметно-развивающую среду:
Создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, картотека пословиц, поговорок, загадок о труде.
Была сделана подборка мультфильмов, презентаций по теме «профессии», и атрибуты к сюжетно-ролевым играм. (Банкомат).
Оснащена коробка с предметами – заместителями.
В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных отношений.
Силами детей и родителей были изготовлены альбомы профессии наших родителей.
Заканчивая написание статьи отметим, что полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи мы приглашаем родителей воспитанников. Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу отом, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Литература: Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм. -метод. пособие. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 143 с. Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000 Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г. Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М. : Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ (дата обращения: 10.11.2019).