Приложение МААМ

Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования

Петренко Лилия
Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационная управленческая деятельность в ДОУ - важный фактор повышения качества образования

Петренко Лилия Михайловна - заместитель заведующей по образовательной деятельности

муниципальное образовательное учреждение № 33 «Тополек» г. Тирасполь Приднестровье

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает большое количество преобразований, обусловленных переходом на государственный образовательный стандарт (ГОС ДО ПМР). Одно из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Перед руководителем дошкольного образовательного учреждения стоит очень важная задача - повышение эффективности и качества образовательной деятельности, выдвижения качества образования в разряд приоритетных задач.

Темочки:

Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы профессиональному росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.

Один из путей возможного повышения качества дошкольного образования и собственно эффективного управления – это необходимость перехода от интуитивного к системному управлению.

Основная цель управления - достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований.

Эффективность организации управления трактуется как создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах.

Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной. Чтобы достичь высокой эффективности необходимо четко знать положение дел. А это возможно сделать только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.

Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является: отсутствие методик измерения эффективности управления; наличие единых критериев оценки эффективности управления.

Для того чтобы, как говорится, сдвинуться с мертвой точки в этом вопросе в нашем дошкольном учреждении разработан Проект Инновационной управленческой деятельности в ДОУ, который измененил в структуре управлении ДОУ и был полезен как минимум в трех аспектах:

Социальном: удовлетворенность семей воспитанников качеством образовательного процесса в ДОУ, рост профессиональных компетенций педагогических работников;

Педагогическом: включенность в реализации ГОС ДО ПМР образовательной инициативы инновационной управленческой деятельности;

Организационном: компетентность управления инновационной деятельностью, изменениями в организационной структуре, позволяющими добиться большей результативности труда за счет организации и кооперации деятельности педагогических работников; включенности в со-управление группы резерва управленческих кадров из числа педагогических работников ДОУ.

Цель проекта: создание эффективной модели инновационной управленческой деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ГОС ДО ПМР, а также разработка критериев эффективности управленческой деятельности, с помощью которых можно было отследить и корректировать управленческую деятельность в учреждении.

Данный проект согласован Советом педагогов, утвержден приказом заведующего, проект долгосрочный, рассчитан на 2 года

Проект предусматривал работу в 4-х направлениях:

Инновации в управленческой и методической деятельности;

Инновации в работе с педагогическими кадрами;

Инновации в содержании образования;

Инновации в работе с родителями

Работа осуществлялась поэтапно.

1-й этап Информационно-аналитический.

Цель: выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

2-й этап – практический

Целью этого этапа: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

3-йэтап – основной

Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

4-й этап – заключительный

Цель: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта, который предусматривал следующую работу:

В ходе второго этапа был разработан следующий диагностический инструментарий к проекту:

Инновационный банк «Характеристика инноваций и нововведений»;

• Выявление результативности инновационной деятельности;

• Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов;

• Оценка реализации потребности педагога в развитии;

• Отношение к педагогическим инновациям;

Индивидуально-образовательный маршрут педагога;

• Выявление проблем и затруднений при использовании информационно-коммуникативных технологий в собственно педагогической деятельности;

• Вопросник для ежегодного анализа и отчета по проекту

С помощью данного инструментария выделили слабые места, недоработки, над которыми следовало работать:

1) Определена степень новаторства педагогов;

2) Недостаточное владение педагогами ДОУ информационно-коммуникативными технологиями;

3) Выделена группа молодых и вновь прибывших педагогов, которым необходима помощь и психологическая поддержка.

4) Недостаточное владение новыми педагогическими технологиями проведения непосредственно-образовательной деятельности.

5) У некоторых, особенно молодых педагогов, складываются партнерские отношения с родителями, не сформированы коммуникативные навыки общения с родителями воспитанников и т. д.

А также в ходе второго этапа использовали карту оценки эффективности управленческой деятельности руководителей ДОУ.

Критерий — это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность.

В практической деятельности дошкольного образовательного учреждения мы использовали не только сам критерий, но и систему показателей, построенных на его основе, таким образом, критерий — это и есть система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса.

Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя ДОУ. Основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организации и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности :

1. Ресурсы ДОУ;

2. Качество управления ДОУ;

3. Качество учебно-воспитательной работы ДОУ;

4. Психологический климат в ДОУ;

5. Достижения воспитанников ДОУ;

6. Работа с родителями

Карта оценки эффективности управленческой деятельности ДОУ, разработанная в результате реализации вышеназванного проекта. В ней прописаны, направления деятельности, критерии и показатели эффективности работы.

Необходимо раскрыть и такой важной показатель, как работа с родителями воспитанников, такой пункт, как отсутствие (наличие) жалоб со стороны родителей неспроста, поскольку этот показатель будет иметь значение даже во время аттестации и аккредитации ДОУ, лучше заранее активно работать в этом направлении

Остановимся более подробно на таком важном показателе, как кадровое обеспечения образовательного процесса.

В настоящее время во многих детских садах, остро стоит проблема кадрового обеспечения по многим, не зависящим от них причинам.

В нашем дошкольном учреждении разработан и внедряется проект «Педагогические кадры», утвержденный Приказом заведующего, целью которого является:

- обеспечение ДОУ компетентными, высококвалифицированными педагогами;

-создание условий для формирования творческого, социально-активного педагогического потенциала;

-использование в работе с кадрами современных кадровых технологий, личностно-ориентированного подхода в кадровой политике;

- скорейшая адаптация молодых педагогов к условиям дошкольного учреждения

Проект «Педагогические кадры» нужен в целях скорейшей адаптации вновь принятых сотрудников, а именно программы тренингов «Путешествие в мир взаимопонимания» и «Путь к себе». Педагогом-психологом разработан и введен в реализацию план проведения тренингов на учебный год.

Результаты подобной работы, тренинги помогут быстрее влиться в коллектив новым педагогам, скорее адаптироваться, так как коллектив всегда славился своей сплоченностью, особым отношением к детям, желанием учиться и воспринимать все новое.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышение требований к качеству образования дошкольников, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога.

В целях развития системы мотивации и стимулирования педагогов используется такая наглядная схема работы, как экран рейтинга педагогов, их педагогической активности. Такая форма работы применяется в различных дошкольных учреждениях, и мы убедились в том, что она работает.

Он позволяет наглядно видеть работу педагогов в коллективе, планировать дальнейшую работу, прогнозировать контрольную деятельность. Экран рейтинга педагогов, находится в методическом кабинете, для родителей он не доступен, но все педагоги могут наглядно увидеть свое личное участие в деятельности дошкольного учреждения, что, конечно же, подстегивает особенно молодых и амбициозных педагогов.

Реализация Проекта инновационной управленческой деятельности, следующие результаты:

1. Внедрение инновационной модели управленческой деятельности

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Постоянное обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогических работников

4. Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива.

5. Повышение активности педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта на различных уровнях

6. Формирование положительного имиджа ДОУ и повышение его престижа.

7. Распространение методического продукта, разработанного в ходе реализации данного проекта.

8. Уменьшение текучести педагогических кадров и их оттока из дошкольного учреждения.

9. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что используя механизм оценки эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации с помощью карты оценки эффективности управленческой деятельности, можно адекватно оценить актуальный уровень управленческой деятельности и стремиться к дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

А также в дошкольном учреждении разработан и утвержден на Педагогическом совете Проект Инновационной управленческой деятельности, основные задачи которого:

• Расширение и систематизация знаний педагогов по актуальным направлениям психолого-педагогической науки и практики в педагогике, модернизации образования в целом;

• Создание эффективной системы методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса;

• Организация научно – исследовательской, опытно-экспериментальной работы по прогнозированию, проектированию и моделированию деятельности ДОУ в режиме развития.

В организации инновационной управленческой деятельности важны последовательные действия или шаги в решении задач по реализации данного проекта:

Шаг 1 - изучение и анализ педагогического коллектива

Конечно же, руководителю важно уметь оценивать инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями:

1. Восприимчивость педагогов к новому;

2. Подготовленность к освоению новшеств;

3. Степень новаторства педагогов в коллективе

Шаг 2 - непрерывное повышение квалификации и компетентности

педагогов

Шаг 3 - создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью

Шаг 4 - систематический анализ результатов инновационной деятельности

Шаг 5 - выявление и распространение инновационного опыта

Шаг 6 - стимулирование педагогов к инновационной деятельности. Мотивацию творческого педагогического труда обеспечивают моральные и материальные стимулы. Так, как о материальных стимулах говорить не приходится, то приходится выискивать моральные стимулы для поддержания желания творить.

Результат:

1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Расширение работы методической службы ДОУ;

4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

5. Повышение качества образовательного процесса.

6. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод оценка эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации дает положительные и продуктивные результаты. Подобранные критерии, представленные выше, помогут в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.

2. БелаяК. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

3. Волобуева Л. М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2004

4. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. М., 1998.

6. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение : Управление по результатам. М., Новая школа, 2001.

7. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2004

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Инновационная деятельность в ДОУ Инновационная деятельность в МБДОУ № 43 «Аленький цветочек» Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Инновационная деятельность по работе с родителями. Воспитатели МДОУ №9"Теремок" Иванова Д. В. Коротина С. В. В наше время, когда большинство.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования
Опубликовано: 21 октября 2020 в 11:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Петренко Лилия (УИ 1288119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД