Петренко Лилия
Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная управленческая деятельность в ДОУ - важный фактор повышения качества образования
Петренко Лилия Михайловна - заместитель заведующей по образовательной деятельности
муниципальное образовательное учреждение № 33 «Тополек» г. Тирасполь Приднестровье
В настоящее время система дошкольного образования претерпевает большое количество преобразований, обусловленных переходом на государственный образовательный стандарт (ГОС ДО ПМР). Одно из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Перед руководителем дошкольного образовательного учреждения стоит очень важная задача - повышение эффективности и качества образовательной деятельности, выдвижения качества образования в разряд приоритетных задач.
Публикация «Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования» размещена в разделах
Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы профессиональному росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.
Один из путей возможного повышения качества дошкольного образования и собственно эффективного управления – это необходимость перехода от интуитивного к системному управлению.
Основная цель управления - достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований.
Эффективность организации управления трактуется как создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах.
Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной. Чтобы достичь высокой эффективности необходимо четко знать положение дел. А это возможно сделать только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.
Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является: отсутствие методик измерения эффективности управления; наличие единых критериев оценки эффективности управления.
Для того чтобы, как говорится, сдвинуться с мертвой точки в этом вопросе в нашем дошкольном учреждении разработан Проект Инновационной управленческой деятельности в ДОУ, который измененил в структуре управлении ДОУ и был полезен как минимум в трех аспектах:
Социальном: удовлетворенность семей воспитанников качеством образовательного процесса в ДОУ, рост профессиональных компетенций педагогических работников;
Педагогическом: включенность в реализации ГОС ДО ПМР образовательной инициативы инновационной управленческой деятельности;
Организационном: компетентность управления инновационной деятельностью, изменениями в организационной структуре, позволяющими добиться большей результативности труда за счет организации и кооперации деятельности педагогических работников; включенности в со-управление группы резерва управленческих кадров из числа педагогических работников ДОУ.
Цель проекта: создание эффективной модели инновационной управленческой деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ГОС ДО ПМР, а также разработка критериев эффективности управленческой деятельности, с помощью которых можно было отследить и корректировать управленческую деятельность в учреждении.
Данный проект согласован Советом педагогов, утвержден приказом заведующего, проект долгосрочный, рассчитан на 2 года
Проект предусматривал работу в 4-х направлениях:
• Инновации в управленческой и методической деятельности;
• Инновации в работе с педагогическими кадрами;
• Инновации в содержании образования;
• Инновации в работе с родителями
Работа осуществлялась поэтапно.
1-й этап Информационно-аналитический.
Цель: выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;
2-й этап – практический
Целью этого этапа: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
3-йэтап – основной
Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
4-й этап – заключительный
Цель: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта, который предусматривал следующую работу:
В ходе второго этапа был разработан следующий диагностический инструментарий к проекту:
• Инновационный банк «Характеристика инноваций и нововведений»;
• Выявление результативности инновационной деятельности;
• Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов;
• Оценка реализации потребности педагога в развитии;
• Отношение к педагогическим инновациям;
• Индивидуально-образовательный маршрут педагога;
• Выявление проблем и затруднений при использовании информационно-коммуникативных технологий в собственно педагогической деятельности;
• Вопросник для ежегодного анализа и отчета по проекту
С помощью данного инструментария выделили слабые места, недоработки, над которыми следовало работать:
1) Определена степень новаторства педагогов;
2) Недостаточное владение педагогами ДОУ информационно-коммуникативными технологиями;
3) Выделена группа молодых и вновь прибывших педагогов, которым необходима помощь и психологическая поддержка.
4) Недостаточное владение новыми педагогическими технологиями проведения непосредственно-образовательной деятельности.
5) У некоторых, особенно молодых педагогов, складываются партнерские отношения с родителями, не сформированы коммуникативные навыки общения с родителями воспитанников и т. д.
А также в ходе второго этапа использовали карту оценки эффективности управленческой деятельности руководителей ДОУ.
Критерий — это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность.
В практической деятельности дошкольного образовательного учреждения мы использовали не только сам критерий, но и систему показателей, построенных на его основе, таким образом, критерий — это и есть система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса.
Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя ДОУ. Основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организации и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности :
1. Ресурсы ДОУ;
2. Качество управления ДОУ;
3. Качество учебно-воспитательной работы ДОУ;
4. Психологический климат в ДОУ;
5. Достижения воспитанников ДОУ;
6. Работа с родителями
Карта оценки эффективности управленческой деятельности ДОУ, разработанная в результате реализации вышеназванного проекта. В ней прописаны, направления деятельности, критерии и показатели эффективности работы.
Необходимо раскрыть и такой важной показатель, как работа с родителями воспитанников, такой пункт, как отсутствие (наличие) жалоб со стороны родителей неспроста, поскольку этот показатель будет иметь значение даже во время аттестации и аккредитации ДОУ, лучше заранее активно работать в этом направлении
Остановимся более подробно на таком важном показателе, как кадровое обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время во многих детских садах, остро стоит проблема кадрового обеспечения по многим, не зависящим от них причинам.
В нашем дошкольном учреждении разработан и внедряется проект «Педагогические кадры», утвержденный Приказом заведующего, целью которого является:
- обеспечение ДОУ компетентными, высококвалифицированными педагогами;
-создание условий для формирования творческого, социально-активного педагогического потенциала;
-использование в работе с кадрами современных кадровых технологий, личностно-ориентированного подхода в кадровой политике;
- скорейшая адаптация молодых педагогов к условиям дошкольного учреждения
Проект «Педагогические кадры» нужен в целях скорейшей адаптации вновь принятых сотрудников, а именно программы тренингов «Путешествие в мир взаимопонимания» и «Путь к себе». Педагогом-психологом разработан и введен в реализацию план проведения тренингов на учебный год.
Результаты подобной работы, тренинги помогут быстрее влиться в коллектив новым педагогам, скорее адаптироваться, так как коллектив всегда славился своей сплоченностью, особым отношением к детям, желанием учиться и воспринимать все новое.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышение требований к качеству образования дошкольников, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога.
В целях развития системы мотивации и стимулирования педагогов используется такая наглядная схема работы, как экран рейтинга педагогов, их педагогической активности. Такая форма работы применяется в различных дошкольных учреждениях, и мы убедились в том, что она работает.
Он позволяет наглядно видеть работу педагогов в коллективе, планировать дальнейшую работу, прогнозировать контрольную деятельность. Экран рейтинга педагогов, находится в методическом кабинете, для родителей он не доступен, но все педагоги могут наглядно увидеть свое личное участие в деятельности дошкольного учреждения, что, конечно же, подстегивает особенно молодых и амбициозных педагогов.
Реализация Проекта инновационной управленческой деятельности, следующие результаты:
1. Внедрение инновационной модели управленческой деятельности
2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.
3. Постоянное обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогических работников
4. Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива.
5. Повышение активности педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта на различных уровнях
6. Формирование положительного имиджа ДОУ и повышение его престижа.
7. Распространение методического продукта, разработанного в ходе реализации данного проекта.
8. Уменьшение текучести педагогических кадров и их оттока из дошкольного учреждения.
9. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что используя механизм оценки эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации с помощью карты оценки эффективности управленческой деятельности, можно адекватно оценить актуальный уровень управленческой деятельности и стремиться к дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.
А также в дошкольном учреждении разработан и утвержден на Педагогическом совете Проект Инновационной управленческой деятельности, основные задачи которого:
• Расширение и систематизация знаний педагогов по актуальным направлениям психолого-педагогической науки и практики в педагогике, модернизации образования в целом;
• Создание эффективной системы методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса;
• Организация научно – исследовательской, опытно-экспериментальной работы по прогнозированию, проектированию и моделированию деятельности ДОУ в режиме развития.
В организации инновационной управленческой деятельности важны последовательные действия или шаги в решении задач по реализации данного проекта:
Шаг 1 - изучение и анализ педагогического коллектива
Конечно же, руководителю важно уметь оценивать инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями:
1. Восприимчивость педагогов к новому;
2. Подготовленность к освоению новшеств;
3. Степень новаторства педагогов в коллективе
Шаг 2 - непрерывное повышение квалификации и компетентности
педагогов
Шаг 3 - создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью
Шаг 4 - систематический анализ результатов инновационной деятельности
Шаг 5 - выявление и распространение инновационного опыта
Шаг 6 - стимулирование педагогов к инновационной деятельности. Мотивацию творческого педагогического труда обеспечивают моральные и материальные стимулы. Так, как о материальных стимулах говорить не приходится, то приходится выискивать моральные стимулы для поддержания желания творить.
Результат:
1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;
2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.
3. Расширение работы методической службы ДОУ;
4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
5. Повышение качества образовательного процесса.
6. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.
Таким образом, можно сделать вывод оценка эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации дает положительные и продуктивные результаты. Подобранные критерии, представленные выше, помогут в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
2. БелаяК. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.
3. Волобуева Л. М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2004
4. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. М., 1998.
6. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение : Управление по результатам. М., Новая школа, 2001.
7. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2004