Анисимова Ольга Александровна
Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. В новейшем издании Программы «От рождения до школы» сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК, который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе, безусловно, сохраняет свою актуальность.
Публикация «Инновационная программа „От рождения до школы“ дошкольного образования» размещена в разделах
В Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.
2 слайд. Основные инновации пятого издания Программы:
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
3 слайд. Рассмотрим подробнее основные инновации.
Режим дня (таблица №2) с 37-38
В программе представлен новый примерный режим дня. Что же в нем нового? Вводится утренний круг. В связи с этим меняется расписание утренней гимнастики. Занятия (игры, кружки, занятия, занятия со специалистами стр 60) с детьми в старшей и подготовительной группах начинаются 8.50. Важным фактом считается количество детей в расчёте на 1 присутствующего в группе взрослого…
Оптимальное количество – это 10-12 детей на 1 взрослого, присутствующего в группе. Т. е. если в занятии участвуют 20-25 детей, то желательно участие в занятии 2-х взрослых (1 – основной воспитатель группы, а второй выполняющий роль ассистента). При проведении фронтальных занятий ассистент помогает воспитателю. При проведении подгрупповых занятий – помогает остальным детям в организации самостоятельных игр и занятий в центрах активности.
Рекомендуемая для детей продолжительность прогулок 3-4 часа в день, в связи с этим обед и тихий час немного сдвигаются (время, отведенное на сон, в зависимости от возраста различно: 2.10 в младшей группе; 2 часа в средней; 1.50 старшая и подготовительные группы).
Во второй половине дня игры, кружки, занятия, занятия со специалистами с 15.50 до 16.50)
Ужин в 18.20, перед ужином проводится вечерний круг, затем дети выходят на прогулку (возвращаются на ужин). В теплое время суток вечерний круг рекомендуют проводить на прогулке.
4 слайд. Таблица 3. Двигательная активность. (стр 42)
5 слайд. Утренний и вечерний круг. Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать, что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.
6 слайд.
Структура утреннего круга:
• 1 часть Приветствие (создание положительного эмоционального фона, атмосфера сотрудничества);
• 2 часть[/b] Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях «что важного произошло вчера или за несколько дней», предъявление домашнего задания (календарь, погода);
• 3 часть Решение одной предметной задачи в соответствии с темой;
• 4 часть Презентация материалов для центров активности
• 5 часть Выбор и планирование детьми предстоящей деятельности.
Структура вечернего круга:
Цель: подведение итогов дня: формирование у детей осуществлять рефлексию достижений и отношений, умения задавать вопросы воспитателю и сверстнику.
Вводная часть: коммуникативная игра
Основная часть: Установка на беседу:
- что сегодня сделали по теме?
- что больше всего удалось?
- что сегодня было интересно?
- кому из вас и с кем понравилось общаться (играть, трудиться, работать в центрах?
- было ли в группе сегодня такое, что вас огорчило?
- что ты получил от этого дня?
- что бы вы хотели изменить?
- за что ты можешь похвалить воспитателя?
- за что ты себя можешь похвалить?
Заключительная часть: Ваши пожелания на завтрашний день (группе или друг другу).
7 слайд. Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг. Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети, и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний. Главное нововведение пятого издания — это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.
ПДР не исчерпывается предметно - пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников.
8 слайд. Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка» сколько обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. «Голос ребёнка» должен быть не просто услышан, он должен быть трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте. Таким образом, структура образовательного процесса в дошкольном возрасте приобретает вид (Схема №1 стр. 14). В этом и заключается НОВЫЙ формат детско-взрослого взаимодействия, основанный на умении «слышать голос ребенка» и нацеленный на развитие детской инициативы.
9 слайд. Особенностью пятого издания Программы является то, что новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности. Таблица № 6 стр. 79.
10 слайд. Дополнительное образование
Одно из важнейших условий развития личности ребёнка это возможность выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает наличие разнообразных кружков, секций, студий, мастерских – ребенок должен иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие игры играть, в какие кружки ходить. В таблице №7 (стр. 81) дан пример расписания детских активностей для младшей группы. Перечень кружков должен быть максимально разнообразным. (В таблице время, отведенное на различные виды деятельности, включает перерывы между ними. Временные ограничения не касаются проектной и событийной деятельности, развивающих игр)
11 слайд. Таблица №8 стр. 95. Новый формат праздников, также предлагают проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:
Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль)
Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.
Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.
12слайд. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и ФГОС ДО пространства группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон. В программе дается приблизительный перечень центров активности. Таблица №4 стр. 48. Очень подробно описываются принципы организации центров и перечень материалов для их наполнения.
Хочется отметить новый формат взаимодействия с родителями, при котором родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Педагоги должны выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями. Для этого нужно: обеспечение открытости дошкольного учреждения, открытость и доступность информации, обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе, общение с родителями по поводу детей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
13 слайд. По всем предлагаемым инновациям изданы, либо готовятся методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не нужны. Классические конспекты занятий будут всегда востребованы.
14 слайд. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка – дошкольника достижения конкретных результатов, поэтому в ФГОС ДО употребляется более конкретный термин – «целевые ориентиры».
В программе «От рождения до школы» целевые ориентиры или ожидаемые результаты освоения детьми Программы подразделяются на итоговые и промежуточные и классифицируются следующим образом:
Мотивационные образовательные результаты - это сформированные в образовательном процессе первичные ценностные представления, мотивы, интересы. Потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление.
Универсальные образовательные результаты - это развитие общих способностей (когнитивных – способности мыслить, коммуникативных – способности взаимодействовать, регуляторных – способности к саморегуляции своих действий).
Предметные образовательные результаты– это усвоение конкретных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков. Такой подход во главу угла ставит не ЗУН а формирование личности ребёнка, через развитие общих способностей. С опорой на сформированные ценностные представления и полученные знания, умения и навыки.
ЗУН являются не целью, а материалом для развития ребёнка.
Инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако на практике он, в конечном счете, более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.