МААМ-картинки

Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ

Екатерина Абрамовская
Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Портфолио дошкольника

как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Публикация «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ» размещена в разделах

Портфолио дошкольникаэто первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем

страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио я решила сделать его виде папки с файлами.

Цель портфолио :

Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Задачи портфолио :

1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

5. формирование положительных нравственных качеств личности;

6. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

7. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Принципы работы:

Первый принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение

взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми, и все наше внимание направлено на них, хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.

В ходе работы по внедрению портфолио возможны противоречия:

• Между тем, что портфолио дошкольников все чаще применяется в образовательной практике, но его реализация почти не обеспечена методическим сопровождением;

• Между тем, что использование портфолио в воспитательно-образовательном процессе имеет большие возможности для развития личности ребенка (в том числе и для развития самооценки) и тем, что эти возможности не используются субъектами образования, чаще всего превращая портфолио в «пакет» с документами.

Проблема: Каким должно быть содержание предметного Портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку дошкольника?

Проект реализовывался в три этапа

1этап : подготовительный- выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио. Представление презентации «Виды портфолио».

2 этап: реализационный- заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.

3 этап : итоговый - анализ полученных результатов, показ видеоклипов из электронного портфолио.

Результат:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- создание портфолио детей.

Дальнейшее развитие проекта : ведение портфолио в школе.

Начиная работать над портфолио я поставила перед собой цель – оно должно быть непременно красочным и ярким, но в то же время содержательным, ведь сейчас это для ребенка любимая книжка с картинками, а в дальнейшем предмет его гордости и возможность пережить интересные моменты детства. Постаралась объяснить детям, что за «волшебную книжку» мы вместе начинаем собирать и для чего. Книжка о самом себе, она «с восторгом примет» все творческие работы, с особым вниманием отнесется к удивительным фантазиям, а через некоторое время с любовью напомнит о том каким еще год назад ребенок был маленький. Для этого было проведено занятие «Симка и Нолик в гостях у ребят». (Приложение 5) Портфолио составляла индивидуально на каждого ребенка, ведь иногда основных страниц бывает не достаточно или они не совсем подходят (кто-то из детей любит рисовать, а кто-то лепить) поэтому я дополняла количество разделов, опираясь где-то на литературу посвященную данной технологии, а где-то на личные наблюдения.

Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов использовала следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.

«Я расту».

«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи.

«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».

«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд

родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Изучая литературу по данной теме, решила попробовать создание портфолио в электронном виде, что является довольно новым видом систематизации информации. Презентация, видеоклип – это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов. Здесь пришлось прибегнуть к помощи родителей, которые владеют программами POWER POINT и Kиностудия Windows и самой осваивать данные программы. Так было создано электронное портфолио выпускной группы. Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекла активных родителей, была создана папка служащая примером, которую показала остальным, к родительскому обранию был подготовлен доклад о роли портфолио и о его структуре. Родители были заинтересованы и с удовольствием откликнулись на мои предложения собирали материал, интересные фотографии, искали в интернете, что означает имя ребенка и делали для себя открытия ранее для них в обыденном. Система консультативной помощи была представлена консультациями, индивидуальными беседами с родителями о заполнении страничек. Важно было научить наблюдать, замечать все интересное и обязательно фиксировать. Воспитателям младшей группы за круглым столом (Приложение 6) было предложено ознакомиться с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио, так же была утверждена форма ведения портфолио.

Еще одно важное условие для достижения цели портфолио- это добровольность. Создатель должен быть сам заинтересован в его создании, поэтому дети сами выбирали те из своих работ, которые им наиболее интересны. Работу по созданию портфолио проводила индивидуально и по группам. Материал собирала за год, что позволяет увидеть путь развития ребенка.

Детям бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении- в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье. Еще один плюс в том, что дети стали ответственнее подходить к выполнению творческих заданий, очень им хочется, чтобы их «волшебная книга» была самая интересная, яркая.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов

В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого малыша, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется. Портфолио – это целенаправленный сбор информации о ребенке. Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка, это возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. Что касается меня как педагога, портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Дети уходят из детского сада и уже в школе имеют возможность продолжать, пополнять страницами свою личную книгу.

Приложение 5

Конспект занятия «Симка и Нолик в гостях у ребят».

Цель: осознание ребенком себя и своего места в семье и социуме.

Задачи:

познакомить детей со способом самопрезентации в форме портфолио;

формировать образ «Я», положительной самооценки;

расширять представления о своих возможностях, характерных особенностях, желаниях;

развивать умения делать осознанный выбор; перерабатывать и структурировать информацию, дифференцировать своё «Я» от «Другого»;

воспитывать уверенность в себе.

Материал: бумага, фломастеры, клей : игровой набор «Дары Фрёбеля» («Цветные фигуры» Модуль 7, «Фишки»Модуль 10, геометрические фигуры из картона, фотоаппарат, готовое портфолио.

Ход занятия:

1.

Мотивационный этап(2-3 минуты)

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Кириллу, Кирилл передаёт …

Встреча с «Ноликом».

Нолик выпадает из телефона.

Воспитатель: Ребята смотрите, кто это?

Дети: Это Нолик!

Воспитатель: Здравствуй Нолик, что ты делал в моем телефоне?

Нолик: Здравствуйте ребята! Вы ведь знаете, что мы питаемся от разных приборов. Я ослаб и проголодался, тогда я решил зарядится энергией от вашего телефона Екатерина Николаевна.

Воспитатель: Все с тобой понятно.

Нолик : Ребята раз я уже здесь помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Конечно, поможем. Так ведь, ребята. (Да) Что случилось нолик.

Нолик : У Симки есть книга, но она мне ее не показывает, а мне так интересно, что в ней. Может вы ее отвлечете, а я одним глазком взгляну….

Воспитатель : Ребята, а можно так делать. (Нет, нужно спросить разрешение)

Нолик : Да спрашивал я, она не дает.

Воспитатель : Давай спросим еще раз.

В группу входит Симка.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Симкой по Фиксиковски.

Дети: Здравствуй, Симка! (показать ладонь с тремя пальцами).

Симка: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

Нолик : Симка дай мне посмотреть твою книгу, которую ты мне не показываешь.

Симка : Еще чего.

Воспитатель :Нолик, а правильно ли ты попросил

Нолик : А как надо

Воспитатель: Ребята помогите нолику (Нужно обязательно сказать пожалуйста).

Симка : Ну ладно смотри. А вы ребята хотите посмотреть. Тогда садитесь я вам расскажу и покажу. Ребята – эта книга не простая, ее пишу я, называется портфолио. Книга волшебная она может рассказать обо мне не словами, а рисунками. На ее страницах есть фотографии моих друзей и семьи, мои детские фотографии, а еще есть стихи, которые я сочиняю. Книге я могу доверить свои секреты, что я умею, о чем мечтаю. А еще я вкладываю сюда поделки, которые делаю своими руками. Я знаю, что у Карины Тоже есть такая волшебная книга. Карина расскажи нам о ней (Рассказ ребенка)

- Карина назвала своё портфолио – «Дневник моей жизни».

- Как вы думаете, какая страничка будет самой главной и о чем?

- На первой странице «Давайте познакомимся» - фотография.

- Что еще можно сделать на первой странице?

- Следующая страничка – «Мое имя». Что нам здесь рассказывает Карина о себе? (Как ее зовут, мама и папа, как ее хотели назвать) .

- Очень интересная у Карина следующая страничка. На этой страничке Карина рассказала о своем желании.

- Посмотрите эту замечательную страницу – о друзьях Карины Как вы думаете, кто может заполнить эту замечательную страницу?

- Какие еще странички вы бы добавили в портфолио?

- Посмотрите, какие разные дневники - копилки у ребят (рассматривание. разных портфолио)

Симка :Понравилась вам, ребята Каринина книга. Хотели бы иметь такую же. Нет ничего проще. Вам помогут в этом ваши родители и воспитатели. У родителей вы сможите спросить фотографии, а воспитатели помогут вам разместить в ней ваши работы. Но что бы книга получилась красивой нужно стараться. Не забывайте, пожалуйста, что книга примет все ваши работы, очень порадуется аккуратным сюда можно записать все ваши фантазии, а когда вы вырастите, то сможите вспоминать ваше детство.

Нолик : Я тоже хочу такую книгу. Поможешь мне Симка. Пожалуйста.

Симка : Ну ладно, так и быть помогу. (Звонок) Нолик, звонил Дим Димыч у него сломался самолетик, надо помочь.

До свидания ребята. Надеюсь когда я приду к вам в следующий раз у вас будут такие же волшебные книги как у меня, и вы мне расскажите о них.

Нолик: Симка, как и все девочки, любит подарки. Давайте подумаем какой подарок вы можем сделать своими руками.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А давайте подарим ей куклу.

Нолик: Отлично идея!

Воспитатель: А как можно ее сделать?

Дети: Нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать из геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, вы должны самостоятельно выбрать материал и художественное средство с которым будите работать, проявить творческое решение и не копировать образцы карточек со схемами изображения игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и объясняет задание.

Дети выбирают вид продуктивной деятельности в центре искусств и занимают место для выполнения творческой работы. На столе№ 1 лежат: трафареты геометрических фигур и листы белой бумаги для рисования. На столе № 2 приготовлен: игровой набор «Дары Фрёбеля» («Цветные фигуры» Модуль 7, «Фишки»Модуль 10,, листы белого картона, для конструирования на плоскости. На столе №3 лежат цветные геометрические фигуры из картона разного размера и фактур для аппликации (плоскостное моделирование).

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и объясняет задание.

Конструирование, аппликация или рисование «Кукла для Симки»(работа по выбору детей).

Цель: Мотивация детей на самостоятельный выбор продуктивной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисование, аппликация, конструирование, индивидуальный подход.

Воспитатель подходит к столу №1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких то материалов не хватает?

Дети: Нет клея для аппликации и цветных карандашей для рисования.

Нолик: Я вспомнил! Вам Симка подарила Рюкзак-помогатор, может он нам поможет. Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Дети: Ура, это клей и карандаши!

Нолик: Приступайте к заданию.

Дети: (самостоятельная работа) .

Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились куклы.

Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся. А где же она? Си-и-имка!

Рингтон СМС сообщение.

Воспитатель зачитывает СМС сообщение: Ребята, мне очень понравилось с вами играть, но мне позвонил Гений Евгеньевич и сказал, что в его лаборатории сломался компьютер. Мне срочно надо починить его. Я очень хочу посмотреть какие куклы у вас получились, но сегодня уже не смогу вернуться. Пусть Носик сделает фотографии ваших работ, чтобы я на них посмотрела и отправляется мне помогать… А если в вашем детском саду что-нибудь сломается, то команда Фиксиков всегда придет к вам на помощь. Спасибо вам ребята! До встречи!

Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и передает Нолику. Нолик фотографирует работы детей и прощается с ними.

Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

IV часть. Заключительная (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Вы сегодня помогли Симке и Нолику понять, как надо дружно играть вместе. А для вашей книги я предлагаю дома поискать с родителями фото с домашними животными и принести их в детский сад, чтобы рассказать о них.

Приложение 7

Сообщение на родительском собрании «Портфолио дошкольника»

Портфолио – копилка любых успехов ребёнка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:

В быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д.

На занятиях, которые проводятся в детском саду

При посещении различных кружков, секций

В общении со взрослыми и сверстниками

А может он посещает различные кружки, где то же учится познавать окружающий мир, читать, писать, рисовать.

Где бы ни занимался ребёнок, у него обязательно будет достойная копилка успехов и он хорошо подготовится к школе. Передавая портфолио учителю 1-го класса для знакомства с вашим ребёнком, вы наглядно покажите, чем тот интересуется, что у него хорошо получается.

В портфолио положите лучшие рисунки, работы по аппликации, странички из тетради по математике, грамоте и т. д., фотографии выступлений ребёнка на праздниках в детском саду, спортивных соревнованиях.

Работа по созданию портфолио позволит вам :

Установить близкие отношения друг с другом;

Создать атмосферу общности интересов;

Активизировать своё внимание к успехам ребёнка, своевременно их отмечать;

Формировать у ребёнка самоконтроль и самооценку

Цель портфолио :

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио :

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребёнка, и предметом его гордости. Ребёнку обязательно нужно объяснить, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Работу над «волшебной книгой» можно начать с совместного похода за обложкой. Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребёнком. Постепенно не все сразу.

Начиная работу ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов хочу предложить следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.

«Я расту».

«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи.

«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».

«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд

родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Информация собирается воспитателем и родителями за время пребывания ребёнка в детском саду

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Автор: Михалева Серафима.

Портфолио дошкольника Сегодня хочу предложить Вашему вниманию презентацию с информацией о том, что же такое "портфолио", какие разделы существуют в нем, этапы.

Фрагмент НОД для детей 4–5 лет «Инновационная технология. Составление метафор» Пояснительная записка: Метафора - перенесение свойства одного предмета на другой, на основании признака общего для обоих сопоставляемых.

Конспект информационного дня — консультации для родителей на тему «Портфолио дошкольника. Как сделать ребенку портфолио?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Семинар-практикум для педагогов «Официальный сайт ДОУ как инновационная форма взаимодействия с современной семьей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста №14».

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ» Цель: — Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество; — Способствовать развитию рефлексии;.

Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи Разрешите представиться, меня зовут Антонина Петровна, я работаю учителем-логопедом в МКДОУ. «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 484» Мне.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 15:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Абрамовская (УИ 561208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД