Эльвира Зухович
«Дневник проекта». Инновационная форма работы со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Публикация «„Дневник проекта“, Инновационная форма работы со старшими дошкольниками » размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования. В своей педагогической деятельности педагоги нашего детского сада широко используют метод проектов, так как в нём заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
В ходе реализации любого проекта педагоги, дети и родители собирают довольно много различного информационного материала. Затем мы систематизируем, адаптируем его к дошкольному возрасту и тщательно планируем этапы работы. По продолжительности проекты могут быть различными (краткосрочными и долгосрочными). Ежедневно дети получают большое количество информации, экспериментируют, учатся анализировать, самостоятельно делать выводы, совершают открытия для себя. Иногда то, что планируют дети и педагоги на день, не удаётся реализовать, а иногда – наоборот объём запланированного увеличивается. Это естественно, так как процесс работы над проектом не может быть чётко регламентирован. Зачастую у детей возникают вопросы, которые требуют дополнительной информации или, например, организации незапланированных экспериментов, опытов. Ведь главное, чтобы дети получили ответы на все интересующие их вопросы, сохраняли интерес к проблеме. С группой детей самостоятельной и совместной деятельностью занимаются несколько педагогов (воспитатели, специалисты) и всем им необходимо ежедневно обсуждать ход проекта, родители также становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Перед детским садом стояла проблема координации участия деятельности в проектной деятельности всех участников: детей, воспитателей, специалистов, родителей.
Новизна идеи
Мы нашли выход и считаем его очень эффективным! Это наша идея – «Дневник проекта». Эта идея очень проста, но в ней много «плюсов»!
Итак, поподробнее… Что же это за форма работы? Она охватывает всех участников образовательной деятельности, так как над созданием дневника работают все:
Дети
Удобнее всего для этого выделить ежедневно время во второй половине дня. Дети группы подводят своеобразный итог. Они делятся впечатлением друг с другом, воспитателем о том, что нового, интересного, необычного узнали, увидели, сделали. Дети группы при участии педагога учатся выделять главное в работе над проектом, формулировать свои мысли, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, развиваются их коммуникативные способности, наблюдательность, внимание, память.
Дети также принимают активное участие над дизайном дневника. Это развивает у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность! Они испытывают гордость от проделанной работы, от того, что все проявляют большой интерес к дневнику! Развиваются их творческие способности! Всем хочется, чтобы родители увидели, узнали, что происходило в течение дня. Таким образом, дошкольники принимают живое, заинтересованное участие в работе над проектом!
Педагоги
также подводят итог своей деятельности, т. к. анализируют каждый день работы над проектом. Это помогает отслеживать реализацию этапов проекта, намечать дальнейшую совместную деятельность с детьми. Это является своего рода мониторингом образовательного процесса, т. к. у педагога есть возможность услышать, как мыслят, рассуждают дети, что нового они узнали, а что необходимо уточнить, дополнить. Что их больше всего заинтересовало в ходе проекта. Всё это выявляется в ходе бесед (их можно организовать как интервью). Также педагоги имеют возможность отследить развитие мышления, связной речи воспитанников, так как в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Родители
имеют возможность наглядно увидеть, чем ежедневно увлечены дети, побеседовать дома с детьми о ходе проекта. В результате у них возникает интерес к жизни ребёнка в детском саду, они активизируются, тоже увлекаются работой над проектом: приносят литературу, видеоинформацию, фотографии и т. п. Дневник является своеобразной рекламой проекта! Повышается имидж детского сада!
Дневник вывешивается в раздевалке. Оформлять его желательно на отдельных листах. Украшать его можно рисунками, аппликацией (любые идеи от детей принимаются и обсуждаются). Родители, педагоги групп имеют возможность познакомиться с целью, задачами проекта. С помощью фотографий наглядно видят, чем ежедневно заняты их дети. Дневник ведётся от имени детей!
Итак, подводим итог. Дневник способствует:
1. Повышению информированности родителей, созданию у них интереса к проектной деятельности детей и вовлечению в неё;
2. Умения детей планировать деятельность: ставить цель, анализировать, обобщать, сравнивать, думать о конечном результате;
3. Развитию культуры речи и общения детей;
4. Развитию творческих способностей детей, педагогов.
Приложение.
Дневник проекта "Ложка-это ложка!"
Мы, дети, педагоги и вы, наши родители, начали работу над проектом и уже сегодня узнали очень много… Оказывется, первые ложки делали из камня и глины. И как только ими ели? Камень такой тяжёлый!
Ещё мы попытались вместо ложек пользоваться ракушками (так делали древние греки). Всё выливается, края неровные, ручки нет. Что-то ложка из ракушки нам не очень понравилась…
Ещё мы хотели приспособиться к палочкам, которыми берут пищу японцы. Да, интересно, конечно, но это слишком сложно… Попробуйте, убедитесь сами…
В обед нам предложили деревянные ложки, которыми пользовались наши предки в Древней Руси. Нам они понравились больше, чем все остальные. Вот так мы пообедали
Спасибо нашим родителям! С вашей помощью у нас в группе появился мини-музей ложки Оказывается, ложки бывают деревянные, керамические, пластмассовые, металлические, именные, серебряные, золотые, специальные: для приправ, для маслин и др.
Сегодня мы экспериментировали и сделали такое открытие: металлические ложки сразу тонут в воде, они тяжёлые, пластмассовые могут плавать на поверхности, но тоже тонут, а вот деревянная – лёгкая и плавает в воде. Ну что ж убеждаемся, что наши предки были правы, что пользовались ею. Деревянная ложка – лидер! Она лёгкая, не тонет, суп из неё не кажется горячим.
День второй…творческий
Сегодня мы из простых ложек сделали театр. А было это так: сначала мы рассмотрели наши ложечки, поиграли с ними, а потом решили их нарядить.
И работа закипела! Мы решили ложкам сделать нарядные юбочки. Это было самым сложным.
Когда ложки стали нарядными, мы решили сделать театр ложек. Кто-то решил сделать мышку, кто-то кошу, зайчика.
А ещё мы познакомились с хохломской росписью. Она состоит из ягод, листьев, завитков, цветков. Сразу всё и не запомнишь! Мы первый раз сегодня учились рисовать эти элементы. Делать это надо кончиком кисточки, очень аккуратно.
Стараемся! Рисуем!
Мы рассказали герою сказке Жихарке, как учимся делать хохломскую роспись.
Ему наши ложки понравились! А вам?
День третий. Он был для нас познавательно-творческим.
Сначала мы посмотрели презентацию, увидели какие бывают ложки, как ели древние люди, из чего делают ложки и многое другое…
А ещё мы сами из пластмассовых ложечек сделали маракасы. Это такой музыкальный шумовой инструмент. Мы использовали для этого крупу, горох.
Вот они почти готовы!
Теперь их надо украсить
Вот такие маракасы собственного изготовления у нас получились!
Ирина Геннадьевна показала как можно на них играть.
Оказывается, ничего сложного!
А вот играть на ложках – это трудно!
Нужно внимательно слушать, стучать, да ещё и двигаться! Придётся ещё учиться!
Наступил четвёртый день. Заключительный.
Сегодня у нас был КВН «Знатоки-ложкари». Мы разделились на две команды, придумали им название и выбрали капитанов.
Мы отвечали на множество вопросов воспитателя,
описывали предметы по схеме,
читали стихи о ложках, играли с ложками, классифицировали посуду.
Самым интересным, но и сложным было задание сделать ложку из бересты. Сначала мы посмотрели, как это делается, а потом принялись за работу…
Мы вырезали из бересты кружок, соединили его с веточкой.
Мы попробовали пить из наших берестяных ложечек. Получается очень хорошо!
Вот наши ложки!