Ирина Гриценко
Инновационная форма планирования «Паутинка деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
"Пау тинка дея тельности" — это педагогическая техника, используемая в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для планирования и организации образовательного процесса. Она направлена на поддержку детской инициативности, самостоятельности и активного участия в выборе и осуществлении различных видов деятельности. Основной целью паутинки деятельности является создание условий, в которых дети могут проявлять свои интересы и развиваться в соответствии с собственными предпочтениями.
Принципы построения паутинки деятельности
1. Индивидуальные интересы: Паутинка деятельности строится на основе интересов и предпочтений каждого ребенка. Воспитатели внимательно наблюдают за детьми, фиксируют их интересы и увлечения, чтобы затем включить соответствующие виды деятельности в план.
2. Свободный выбор: Дети имеют право выбирать те виды деятельности, которые им интересны. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности.
3. Разнообразие видов деятельности: В паутинке деятельности представлены различные виды активности, такие как игра, творчество, чтение, физическая активность, исследование природы и многое другое. Это позволяет детям пробовать разные направления и находить то, что им действительно нравится.
4. Гибкость и адаптивность: Паутинка деятельности не является статичным документом. Она постоянно обновляется и изменяется в зависимости от текущих интересов и потребностей детей.
Построение паутинки деятельности
1. Наблюдение и анализ: Воспитатель проводит наблюдение за каждым ребенком, выявляет его интересы и предпочтения. Эти данные заносятся в специальную таблицу или карту интересов.
2. Планирование: На основании собранных данных составляется план мероприятий и видов деятельности на определенный период времени (например, неделю). План включает в себя различные виды активности, соответствующие интересам детей.
3. Реализация: В течение дня дети имеют возможность выбирать те виды деятельности, которые им наиболее интересны. Воспитатель поддерживает их выбор, помогая организовать работу и предоставляя необходимые материалы.
4. Анализ и коррекция: По окончании периода реализации плана проводится анализ достигнутых результатов. Воспитатель оценивает, насколько успешно были реализованы планы, какие изменения следует внести в следующую паутинку деятельности.
Пример паутинки деятельности
| Время | Вид деятельности |
|---|---|
| Утро | Игра в конструкторы |
| | Чтение книг |
| | Лепка |
| День | Прогулка и наблюдение за природой |
| | Музыкальное занятие |
| Вечер | Творческая мастерская |
| | Свободная игра |
Преимущества паутинки деятельности
1. Развитие самостоятельности: Дети учатся принимать решения и нести за них ответственность, что способствует формированию уверенности в себе и независимости.
2. Индивидуализация образовательного процесса: Каждый ребенок может заниматься тем, что ему интересно, что позволяет учитывать его личные предпочтения и уровень развития.
3. Стимулирование мотивации: Когда дети выбирают то, чем хотят заниматься, они проявляют больший интерес и вовлеченность в процесс обучения.
4. Формирование ответственности: Выбор деятельности побуждает детей планировать свое время и распределять усилия, что развивает важные жизненные навыки.
5. Укрепление взаимоотношений: Совместные обсуждения и обмен мнениями способствуют укреплению связей между детьми и воспитателями.
Паутинка деятельности — это эффективный инструмент для поддержки детской инициативности и развития самостоятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Она позволяет учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка, делая образовательный процесс более персонализированным и мотивирующим.