Тамара Ивановна Аликина
Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника» размещена в разделах
Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая, интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Произвольно выстраивая свое высказывание, ребенок должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.
Обучение разговорной речи и её дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи в младшем возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Под влиянием совершенствующей мыслительной деятельности происходят изменения и в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерности отношения между предметами находят прямое отражение в монологической речи детей.
На развитие мышления большое воздействие оказывают дидактические игры, широко применяемые в детском саду. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные. Все они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх - занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры.
При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре может проходить более организованно, четко, хотя сам он не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры высказать свое «за» или «против». Дети, высказывая свое мнение об участнике игры, учатся самостоятельно, аргументировано высказывать свое мнение.
В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в играх «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?» дети учатся логически мыслить, делать умозаключения и уметь доказать правильность своего суждения.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
Умение связно, последовательно излагать свои мысли помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость в общении со сверстниками и взрослыми людьми, развивает уверенность в своих силах.