Маргарита Воробьева
Игра дошкольника
▼ Скачать
ФГОС рассчитан на играющего дошкольника
(А. Г. Асмолов)
Технология- продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности с безусловным обеспечением комфортных условий для педагога и детей.
(В. М. Монахов)
Целью внедрения игровых технологий является:
- Осуществление компетентностного подхода к обучению
- Мотивация дошкольника
- Конкуретноспособность ДОУ на рынке образовательных услуг
Публикация «Игра дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Считаю необходимым еще раз напомнить о важности детской игры и этапах становления дошкольника посредством игровых технологий.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра
Вторым этапом- отобразительная игра.
Третьим этапом- сюжетно- отобразительная.
Четвертым этапом- сюжетно- ролевая игра.
Роль педагога в формировании игровой деятельности- это активизирующее общение с детьми в процессе самой игры. Педагогическая игра всегда имеет цель и результат.
Содержание метода комплексного руководства, направленного на формирование игровой деятельности:
1. Полномерное обогащение опыта детей.
2. Для перевода реального опыта в игровой используются обучающие игры (дидактические, театральные и т. д.)
3. Своевременное изменение игровой среды.
4. Для закрепления детьми в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта деятельности, педагог создает проблемные игровые ситуации. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных способов решения игровых задач.
Все компоненты комплексного руководства взаимосвязаны и одинаково важны на любом возрастном этапе.
Классификация игр по степени руководства
Первая группа- взрослый принимает косвенное участие (сюжетные и познавательные игры, ролевые, сюжетно- ролевые).
Вторая группа- с разными формами детской активности (подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения).
Рассмотрим этапы становления игры в соответствии с возрастными особенностями.
Второй год жизни детей чрезвычайно важен для формирования игровой деятельности. Невнимание со стороны взрослого приведет к упусканию момента естественного восстановления, а самостоятельная деятельность, лишенная игры, значительно обедняется и не способствует гармоничному развитию ребенка. На более позднем этапе, в результате очень больших усилий, ребенка все-таки придется обучить игре.
На втором году жизни важна деятельность с предметами и живой интерес ребенка к ним. Подражая взрослому, малыш усваивает игровое отношение к предметам, приемы их мнимого одушевления, навык диалога, управление своим поведением, общения. В народной педагогике неслучайно закрепились приемы "проигрывания" содержание попевок, потешек, сказок "Сорока- сорока", "Ладушки", "Пальчики", "Идет коза рогатая", "Поехали поехали" и т. д.
Игры выполняют задачи формирования речевой среды, любви к художественному слову, родному краю. Закладываются музыкальные способности.
Третий год жизни формирует самостоятельную деятельность детей, однако свое развитие она получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых. Преобразующим способом решения игровых задач является игра с игрушками в подготовленный взрослым ситуации. Дети, умеющие принимать игровые задачи, включаются в игру товарища и совмещают игровые действия. Ключом к переводу знаний и умений является проблемная ситуация, созданная воспитателем.
Четвертый год жизни- ответственный период формирования игровой деятельности, принципиально новый этап ее развития всвязи с приходом от сюжетно- отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Изменяется психологическая характеристика игры: её содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Все большую роль приобретает организация предметно игровой среды и активизирующее общение взрослых.
Пятый год считается периодом интенсивного развития самостоятельности дошкольника и проявления ее в доступной детям деятельности. Формируется эмоционально- нравственные оценки, складываются чувства к предметам и людям вокруг. Ребята активно овладевают средствами эмоциональной выразительности (мимика, поза, жесты, походка). Актуальна совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности.
Значение разных видов игр для всестороннего развития дошкольника
умственное развитие
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи- тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о гармоничном развитии личности.
Эмоциональное развитие
Игра дошкольника насыщена разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для воспитания личности, но и для коррекции его психических состояний. Понимание игры как "эмоционально- действенного основания мира" (А. Н. Леонтьев) чрезвычайно важно не только для теории, но и для практики работы с детьми. Эмоциональное отношение (" Я хочу!")- одно из главных условий развертывания сюжетно-ролевой игры и выборе принимаемой ребенком роли.
Через становление и совершенствование игровой деятельности возникают и разворачиваются эмоции. Сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания.
Линии развития эмоционального поведения ребенка в игре таковы:
-развитие положительного эмоционального отношения к игре как деятельности.
-развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных действий с персонажами- куклами.
-развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе коллективных игр.
Игра- первая школа общественного воспитания ребенка, "арифметика социальных отношений". (Л. С. Выготский)
Подвижные игры
Подвижные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте издавна были широко распространены среди детей и подростков в селах и городах. Народные игры являются неотъемлемой частью физического, художественного, интернационального воспитания. Неповторимый колорит народным играм придают считалки, жеребьевки, зачины, потешки. Игры спортивные и подвижные, которые делятся на игры с правилами, сюжетные и бессюжетные игры- забавы.
Особенность сюжетных игр- творческие перевоплощения, возможность воздействовать на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а так же через правила. Действия коллектива детей тесно связаны и взаимообусловлены («У медведя во бору», «Гуси- лебеди» и т. д.).
В бессюжетных играх действия детей не связаны с разрыванием сюжета, допускающего различные сочетания и чередования движений. Такие игры делятся на несколько видов («Ловишки», «Жмурки») с элементами соревнования («Чьё звено скорее соберется?», эстафеты («Школа мяча», «Кольцеброс», «Кегли» и т. д.).
Самостоятельную группу составляют спортивные игры: баскетбол, футбол, хоккей и т. д.
Большую воспитательную ценность по мнению П. Ф. Лесгафта имеют правила подвижных игр. Подчинения правилам становятся фактором, определяющим нормы поведения каждого ребенка.
Театрализованные игры
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно- ролевыми. Игры- драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, марионетки- все эти игры займут достойное место в системе работы детского сада при условии:
- наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра.
- наличие театрального уголка и костюмов.
- овладения детьми правилами и приёмами театрализованной деятельности.
- серьезного, искреннего, эмоционального отношения педагога к играм детей в театр.
Мир прекрасного и игра
Дети 4- 6 лет полны интереса к окружающему миру, который предстаёт перед ними в ярких образах и красках. Частью этого загадочного мира является мир искусства. Знакомство с ним делает детей духовно богаче, добрее, развивает их мысли и чувства, обогащает эмоциональный опыт. Предшествует этому наблюдение на прогулке за «живым» миром природы.
«Птичьи трели- это музыка и капели- это музыка». Увидеть «живой» закат, услышать песню дождя, посмотреть через лупу на жизнь цветов и насекомых.
Игру «Вглядись и расскажи, что ты увидел» можно организовать на разном материале- коллекции корней, стволов дерева. Игра «Рассмотри, запомни, назови»- развивает наблюдательность, память. Вопросы касаются содержания картины. Игры «Ожившая картина», «Скульптор и глина» развивают творческое воображение, художественное мышление.
Наблюдение за игрой детей в разных возрастных группах позволяет установить шесть уровней развития общения ребенка со сверстниками.
Первый уровень- индивидуальная игра с предметами.
Второй уровень- действия партнера лишь образец для подражания.
Третий уровень- взаимодействие, но по поводу поисков общего способа они беспомощны.
Четвертый уровень- начинают воспринимать ситуацию и задачи в целом. Отношения сохраняются до конца игры, отношения кооперативно- соревновательные.
Пятый уровень- возникновение подлинного партнерства и сотрудничества в ситуации решения общей задачи.
Шестой уровень- дети воспринимают задачу сначала игры, договариваются о правилах, способах решения и плане действий.
Для высокой готовности ребенка к школе необходим уровень общения со сверстниками не ниже четвертого. Игра дошкольника в условиях семейного воспитания должна сформировать те качества, которые желает видеть каждый родитель в своем ребенке. Если игра с ребенком подменяется только покупкой игрушки, то интерес к игрушке очень скоро будет потерян и потребуются новые покупки.
Общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность родителям следить за ростом ребенка, понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.
Задача детского сада- рассказать о значении детских игр, их видах, о подборе игрушек, познакомить с некоторыми методами руководства детской игрой. Совет А. С. Макаренко никогда не выбрасывать игрушки, особенно на глазах у детей, а принимать меры к их починке не только не утратил своего значения, но в настоящее время приобрёл ещё большее социальное звучание, так как это способствует воспитанию ответственности, самоконтроля, пробуждает сочувствие (жалко куклу! жалко мишку).
Воробьева М. М.