Татьяна Суслова
Семинар-практикум «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Наш ребенок говорит – словно реченька журчит»
Подготовил воспитатель: Суслова Т. Н
Цель семинара-практикума : совершенствование речевых навыков воспитанников через правильную речь педагогов.
Задачи:
1. Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований.
Публикация «Семинар-практикум „Наш ребенок говорит — словно реченька журчит“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Расширить опыт педагогов по созданию условий в дошкольном учреждении для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
4. Побуждать педагогов дошкольного учреждения к мыслительной и практической деятельности по овладению средствами выразительности речи, обобщить и систематизировать представления о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
5. Преодолевать пассивность и стимулировать активность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
Подготовка к семинару :
Самостоятельное изучение ФГОС ДО, литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников Интернет.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, макет «Осеннее дерево», стикеры – «листочки», листы бумаги (формат А4, А5, ручки, цветные карандаши, стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок, раздаточный материал (программа, буклеты с рекомендациями).
Методы и приемы: презентация, выступление, работа в группах, элементы арт-терапии «Песочное солнце», практические упражнения.
Содержание:
1. Введение
1.1 Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.
1.2 Элементы арт-терапии (песочная терапия) «Песочное солнце»
Цель: настрой на совместную работу, сближение участников, выявление ожиданий участников от предстоящей работы.
Оборудование: стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок в специальных лотках.
Задание: при помощи кварцевого песка на столе для песочной терапии с подсветкой изобразить солнечный лучик и высказать свои ожидания от семинара-практикума.
2. Теоретическая часть (презентация)
Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.
Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Речевое развитие – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Культура речи включает в себя соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, т. е. точно подбирать слова, адекватно передающие мысль говорящего, грамматически правильно, связно соединять слова и предложения по смыслу, а также выразительно использовать образные слова и выражения.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В соответствии с ФГОС ДО (образовательная область «Речевое развитие») речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
- овладение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В зависимости от возраста ребенка учитываются особенности речевого развития дошкольника.
К примеру, в старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ (по картинкам, об игрушке, из личного опыта, описать планирование предполагаемого проекта, привести определенные доказательства.
Старший дошкольник – хороший «слушатель». Он внимательно выслушивает и анализирует рассказ педагога или сверстника, задает вопросы по содержанию и, если считает необходимым, делает корректные замечания сверстникам.
Значительно расширяется словарь бытовых терминов (обозначение свойств окружающих предметов и явлений, их функции и назначения). В связи с изучением труда взрослых пополняется словарь названий профессий, орудий труда, трудовых действий. Старший дошкольник с интересом осваивает многочисленные названия оттенков различных цветов.
Возраст 5-6 лет – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и др.
Особенности речевого развития детей других возрастных групп обозначены в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность; точность; логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность; богатство интонаций; неторопливость; достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Остановимся на требованиях, предъявляемых к речи педагога.
Требования к речи педагога
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Разновидности норм выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления, словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Задача воспитателя – следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка – произведениях художественной литературы и фольклора.
3. Практическая часть
3.1. Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн составляется в группах).
Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн классический (строгий)
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме
пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме
3.2. Практическое задание «Подбери словечко» (задание выполняется в парах).
Образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного, используемого для достижения большей выразительности речи, называется эпитетом.
Задание: Необходимо найти как можно больше эпитетов к заданному слову (каждый выбирает листок с одним из слов : глаза, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос). После выполнения задания, каждая пара зачитывает свои слова.
3.3. Дидактическая игра «Сравнения» (задание выполняется в группах).
Украшают речь и придают ей живость и образные сравнения – когда предмет сравнивается с другими предметами или образами, схожими одним или несколькими признаками.
Задание: Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову
- глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т. д.);
- цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т. д.).
3.4. Практическое задание «Что бы это значило?» (индивидуальное).
Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных экспрессивных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком-нибудь деле».Значение фразеологизмов можно узнать в словарях : толковом и фразеологическом.
Задание: Объясните скрытый смысл предложенного фразеологизма.
«ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?»
Ахиллесова пята
Без сучка без задоринки
Бить баклуши
Бок о бок
В два счета
В двух шагах
Вверх дном
Повесить голову
Владеть собой
Во весь дух
Водить за нос
Выбросить из головы
За тридевять земель
Золотые руки
Как снег на голову
Капля в море
Мороз по коже
Ни рыба, ни мясо
И след простыл
Не отрывать глаз
Ни свет, ни заря
3.5. Практическое задание «Характеристика поступка человека» (задание выполняется в группах).
Задание: Разделить группу на 2 группы: «Положительная характеристика поступка человека» и «Отрицательная характеристика поступка человека».
Оценка действий, поступков поведения человека
(отметьте соответствующим знаком «+» или «-» положительную и отрицательную характеристику поступков человека)
Брать быка за рога Отбиться от рук
Ломиться в открытую дверь Плыть по течению
Водить за нос Взять пример
Наломать дров Подливать масло в огонь
Вставлять палки в колеса Взять себя в руки
Вложить душу Пускать пыль в глаза
Внести вклад Сдержать слово
Обводить вокруг пальца Спрятаться в кусты
Выводить из себя Рубить с плеча
Гнаться за двумя зайцами Не покладая рук
Держать себя в руках Сводить к нулю
Действовать на нервы Свести на нет
Добиться своего Смотреть сквозь пальцы
Делать из мухи слона Строить на песке
Идти навстречу Убивать время
Идти в огонь и воду Язык проглотить
Отложить в долгий ящик Заблудиться в трех соснах
Доводить до белого каления Находить выход из положения
Найти общий язык Заварить кашу
Протянуть руку помощи Задрать нос
Играть в прятки Закрыть глаза
Кривить душой
3.6. Практическое задание – пантомима «Пословица недаром молвится» (задание выполняется в группах).
Пословица – короткое изречение, несущее поучительный смысл. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни свой вековой опыт. Больше тридцати тысяч пословиц собрал Владимир Иванович Даль: о родине и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности.
Пословицы придуманы народом, казалось бы, для каждой жизненной ситуации. В воспитательном процессе в детском саду эти короткие народные мудрости могут прийтись кстати.
Задание: Педагоги по очереди вытаскивают карточку с написанной на ней пословицей и изображают ее при помощи пантомимы так, чтобы содержание пословицы отгадали другие участники семинара.
«Пословица недаром молвится»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Не рой другому яму, сам в нее попадешь»
«Тише едешь, дальше будешь»
«Не спеши языком, торопись делом»
«Мал золотник, да дорог»
«Спустя лето по малину не ходят»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Делу - время, потехе - час»
3.7. Игровое задание «Пословицы-перевертыши».
1. Хаос деньги теряет. (Порядок время бережет.)
2. Две ноги – плохо, а одна – хуже. (Одна голова хорошо, а две – лучше.)
3. Умная нога у голов беспокойство отнимает. (Глупая голова ногам покоя не дает.)
4. С зайцами умирать — не по-заячьи хихикать. (С волками жить – по-волчьи выть.)
5. Пей кашу с маслом, отдай глаз перед губами. (Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.)
6. Быстрее стоишь – ближе умрешь. (Тише едешь – дальше будешь.)
7. От смелости носы малы. (У страха глаза велики.)
8. Начал безделье – сиди дома робко. (Кончил дело – гуляй смело.)
9. Щи водой улучшишь. (Кашу маслом не испортишь.)
10. Булка – ничему ноги. (Хлеб – всему голова.)
11. Не каждый чужого горя слесарь. (Всякий своего счастья кузнец.)
12. Два стакана воды украшают каплю сахара. (Одна ложка дегтя портит бочку меда.)
13. Большая кошечка – с рождения котенок. (Маленькая собачка до старости щенок.)
14. Рубль копейку транжирит. (Копейка рубль бережет.)
15. Перед одним волком убегать станешь — всех двух догонишь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
3.8. Упражнение – рефлексия «Осеннее дерево».
Задание: Каждый участник вписывает свое мнение о семинаре-практикуме на осенних листочках определенного цвета (желтый – понравилось, зеленый – не понравилось, красный – пожелания) и прикрепляют к дереву.
Литература:
1. Вартаньян Э. А. «Крылатое слово», М., Изд. «Современник», 1996г.
2. Голикова О. Ю. Практикум по развитию общения педагогов / О. Ю. Голикова, Н. К. Елизарова: Дошкольная педагогика. - 2008