Котова Екатерина
Инновационная деятельность и современные технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Система сенсорного воспитания на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Игра – это ведущая деятельность, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи сенсорного воспитания в разных образовательных областях. В современном мире создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии, которые приобретают системный характер.
Сенсорное воспитание в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важно для совершенствования деятельности органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Давно известно, что движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
Поскольку жизнь не стоит на месте и постоянно развивается, то непременным условием является использование как традиционных, так и нетрадиционно-инновационных приемов, методов и технологий сенсорного развития.
В своей работе с детьми я использовала следующие инновационные методы и приемы работы по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста :
• Хеппенинг;
• Сенсорные коробки;
• Ковролинография;
• Бусоград;
• Песочная терапия.
Хеппенинг является формой современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Технология хэппенинг усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, включая в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату. Такой способ нетрадиционного изображения можно отнести к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
На занятиях по изодеятельности я использую такой вид хэппенинга, как :
·рисование пальчиками,
·кулачком,
·ладошками,
·окрашенной мыльной пеной.
Для получения нужного художественного эффекта пользуемся смятой бумагой, «пучком» ватных палочек, кусочком губки, зубной щеткой, используем пластиковые трубочки, гладкие вощеные шнурки, различные формы для оставления оттиска на бумаге и многое другое.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:
·занимают немного времени на подготовку;
·компактны;
·доступны;
·предоставляют множество возможностей для обучения;
·являются отличным дополнением к тематическим занятиям.
В своей работе с детьми я использую такие игры как:
·«Угадай, на ощупь» - ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры–отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.
·«Маленький художник» (Чудо-песочница) - предложить нарисовать какие – нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям поиграть в песок, с машинками или другими игрушками. Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.
·«Поиск сокровищ» - песок, лопатки-совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя.
·«Разложи по цвету» - данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.
· «Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать моторику рук малышей.
В работе с сенсорными коробками я применяю потешки для детей раннего возраста, к нам в гости приходят сказочные герои с проблемными ситуациями, и мы вместе с детьми решаем эти проблемы. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками.
Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.
Сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов.
В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
Ковролинограф – это удобное приспособление для игр и занятий. Прототипом ковролинографа был фланелеграф. Фланель, которая использовалась для него, обладает свойством прищеплять к себе другие кусочки фланели. Для фланелеграфа использовались бумажные картинки, приклеенные на фланель.
Актуальность этого метода состоит в том, что для детей дошкольного возраста необходимо создавать условия для речевого развития, развития мелкой моторики, а также для сенсорного развития. А метод ковролинографии является универсальным средством для решения этой проблемы.
Новизна этого метода в том, что отработана методика работы с ковролинографом позволяет его использовать как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, а также при ознакомлении малышей со сказкой.
Для игры на ковролинографе используются картинки из фетра и других различных материалов. Липучки легко пришиваются или клеятся. Для детских занятий ковролинограф более удобен по нескольким причинам:
·картинки и игрушки легко крепятся на ковролин, не падают;
·чтобы ее оторвать необходимо приложить усилие.
Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения.
Метод ковролинографии является одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, развития зрительного восприятия дошкольников.
С помощью ковролина можно проводить игры и занятия по всем разделам: по формированию сенсорных навыков, по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи, по изобразительной деятельности. Причем, все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.
Бусоград - авторская необычная методика педагога Майи Ивановны Родиной, которая позволяет развивать речь ребёнка простым способом и открывает творческие способности детей. Методическое пособие «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» просто уникально! Педагог вместе с детьми создаёт оригинальные картины, придумывает свои игры при помощи бус. В использование данной методики есть особая магическая сила для детей – это «Бусинки», каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником! Благодаря применению в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста техники «Бусоград», у малышей быстрее развиваются речевые способности.
При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, домиков, замков, различных предметов, букв русского алфавита и т. д. Для создания творческой атмосферы автор методики рекомендует и использовать музыкальное сопровождение со спокойной, красивой мелодией. В своей работе я использую сказочных персонажей. Применение данной технологии возможно во всех видах детской деятельности и в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В социально-коммуникативном развитии игры с бусами используются как средство, с помощью которого можно повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развить собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, развить навыки коллективной и слаженной деятельности. Применяются игры на сплачивание детского коллектива, дети в играх передают бусы тому, кого любят, рисуют бусами свое настроение, говорят комплименты и ласковые слова, «оживляют» то, что нарисовали. Дети придумывают свои игры, делают «домики», для себя и игрушек.
Применение технологии «Бусоград» в рамках познавательного развития способствует : развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Дети выкладывают геометрические фигуры, как бы изнутри изучают, ощущают их, играют в игры на сравнение, используют бусы в исследовательской деятельности.
Преимущества технологии «Бусоград» в работе с детьми по развитию речи с бусами ребенок может играть, ощупывать их, проявляя свою выдумку и фантазию; у ребенка получаются красочные и привлекательные рисунки вне зависимости от имеющихся у него навыков; бусы не вызывают у ребёнка негативного отношения, и вся работа воспринимается им как игра. Ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
Работа с бусами позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Применение технологии «Бусоград» в рамках художественно-эстетического развития способствует : закреплению знаний цветов и оттенков, становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Дети выкладывают изображения вне зависимости от имеющихся у него навыков, закрашивают их; создают в воображении образы предметов на основе восприятия изображений отдельных деталей этих предметов; выкладывают схемы различных узоров.
Одними из средств для развития двигательной активности могут стать бусы. Они не занимают много места, из них можно сделать «домики» и прятаться в подвижной игре, с помощью бус можно сделать самомассаж, зарядку, динамическую паузу, гимнастику пробуждения, провести эстафеты и т. д. С детьми проводятся игры малой подвижности: на внимание, на ориентировку в пространстве; упражнения на перешагивание, перепрыгивание дорожек, луж, ручейков; упражнения на равновесие; дети поднимают пальчиками ног бусы.
Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.
Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.
Занятия предусматривают три цикла:
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;
3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.
Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному воспитанию и развитию дошкольников и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.