Получи документы

Инновации в системе дополнительного образования

Елена Николаевна Антоненко
Инновации в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Окружающая нас реальность изменилась, происходит переоценка всей системы общественных отношений, меняется и система образования. О инновациях в российском образовании заговорили с конца 80 – х годов XXвека. Именно в это время проблема «инноваций» и ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований в педагогике. А в начале 90- х годов на базе внешкольного образования было создано дополнительное образование, где инновационная деятельность имеет особое значение и наполнение.

Публикация «Инновации в системе дополнительного образования» размещена в разделах

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Что же такое инновация?

Инновация - есть процесс введения новшеств.

Инновация – от латинского «innovation – нововведение, изменение, обновление.

Инновации в образовании определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Педагог - непосредственный участник всех преобразований

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества, создающую условия для самосовершенствования личности.

Направления инновационной деятельности в дополнительном образовании детей :

совершенствование содержания образования

изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий

создание системы работы с одаренными детьми

совершенствование системы управления

Отличия содержания педагогической деятельности

в инновационном образовательном процессе от традиционной.

1. Значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности.

2. В современном педагогическом процессе в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

3. Представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология;

технология «ТРИЗ» и др.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов

Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Знакомство с периодикой, передовым отечественным и зарубежным педагогическим опытом,обмен опытом.

Оформление документации, отчетов.

Создание презентаций.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению,используя ранее усвоенные знания и умения, в результате чего происходит творческое развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения

Высокая самостоятельность детей;

Формирование познавательного интереса и личностной мотивации ребёнка;

Развитие мыслительных способностей детей.

3. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании является технология проектирования. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний и совместным творческим созиданием.

Технология проектирования — способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основная цель - развитие свободной творческой личности, обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Проекты классифицируются по разным признакам:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности:

исследовательско - творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

ролево - игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по - своему решают поставленные проблемы;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

По составу участников:

групповой,

подгрупповой,

личный, семейный,

парный и пр.

По продолжительности:

краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели;

средней продолжительности - 1-3 месяца;

долгосрочный - до 1 года.

4. Игровая технология.

Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно - экологического и др.)Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.

В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

5. Личностно – ориентированные технологии

Ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье дошкольников, воспитать здоровых физически и психологически детей.

Цель – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребы­вания в нем детей,

от программы, по которой работают педа­гоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компе­тентности педагога,

показателей здоровья детей.

Направления использования здоровьесберегающих технологий

Лечебно-профилактическое

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Оздоровительное

Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания.

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Цель ТРИЗ – развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения.

Необходимо не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

8. Технология портфолио дошкольника

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.

Функции портфолио:

диагности­ческая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняе­мых работ;

рейтинговая - показывает диапазон умений и на­выков ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновации в системе дополнительного образования
Опубликовано: 17 октября 2020 в 22:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновации в системе дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Антоненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД