наталья телепкалиева
Инклюзивное образование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование детей в детском саду.
Мысль инклюзии родилась в рамках глубоких изменений в осмысливанье прав человека, его достоинства, идентичности, и элементов общественных и культурных процессов, устанавливающих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Переменa в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Публикация «Инклюзивное образование в детском саду» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России– один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.
Мысль инклюзия основана на концепции «включающего общества». Онa значит изменение общества и его институтов таким образом, чтоб они благоприятствовали включению другого. Пpичёмu подразумевается подобное изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ, обеспечению равенства их прав и т. п. Если инклюзия не обеспечивается подходящими изменением институтов, то ее результатом может становиться углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантости к ним со стороны тех, кто схожих ограничений не имеет. Важно, чтобы практика инклюзии не опиралась на стремление или, тем более, принуждение «быть как все», поскольку в этом случае она вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готовность общества к изменениям навстречу другому – это важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.
Сейчас инклюзивным либо включающим образованием называют коллективное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Мысль состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не мeнe вaжнo такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это значительно увеличивает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
На сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобное рассмотрение мысли инклюзии определённым образом сужает интерпретацию, принятую во всем мире, a, следовательно, и концепцию инклюзивного образования. Похожее упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к губительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ. Большая часть государств Европы, также Япония, реализуют иную модель – «сосуществование», не искажающую ключевые идеи образовательной интеграции. Исследование опыта заграничных государств показывает, что приоритетность инклюзивного образования не обязана уничтожать остальные варианты образования детей с ОВЗ. Только их совместное существование и обоюдное обогащение может обеспечить необходимую каждому ребёнку вариативность в получении образования, и, как следствие адекватность выбора образовательного маршрута. Несомненно, и то, что без поддержки коррекционных педагогов инклюзия в общем образовании никогда не станет качественным и устойчивым процессом изменений образовательных условий для детей с особенностями в развитии.
Инклюзивное образование нацелено на изменение самого общего образования, критерий для обучения различных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
В соответствии статистике каждый двадцатый житель нашего государства относится к категории людей с ограниченными возможностями. В их количество заходит и практически полмиллиона детишек, по отношению к которым по Закону России «Об образовании» (п. 6, ст. 5) «правительство должно создавать
гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает.
Целевые индикаторы и показатели Программы:
- доля общеобразовательных заведений, в которых организована все пригодная без барьерная среда, которая позволяет обеспечить коллективное обучение людей с ограниченными возможностями и лиц, которые не имеют нарушений развития, в полном количестве общеобразовательных заведений.
Программа обрисовывает, что одним из наиболее важных направлений государственной политики должно стать создание аспект для предоставления детям-людям с ограниченными возможностями с учётом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения, и с учётом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчёркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование)
Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?
Понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, предназначенных детей различных детей, назову основные критерии соответствия:
наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы
системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок
наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей
налаженная система ранней комплексной помощи
наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения
методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов и последнее - ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза.
«На основе ряда тематических исследований Дайсон и др. (2004) показали, что для того, чтобы школы стали инклюзивными, в них необходимо развивать обучение в соответствии с «экологией инклюзии». Экология инклюзии является фундаментальным понятием, объясняющим разницу между специальным и инклюзивным обучением. Это понятие указывает на то, что школы несут ответственность за обеспечение такого параметра образовательной среды, как контроль над групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ»
Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них беспрепятственной среды обучение, приспособление среды к их нуждам и обеспечение необходимой поддержки в целях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. При этом необходимо иметь в виду, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
В 2012 году около 300 школ РФ получили финансовую поддержку Ведомства на создание инклюзивной образовательной среды. В среднем, в Российской Федерации таковых школ сейчас приблизительно 5,5 % полного количества. Всего в течение ближайших лет, до 2015 года, запланировано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в 20% (10 000) обычных общеобразовательных учреждений.
В текущее время в Российской Федерации их количество свыше 2 млн. детишек с ограниченными возможностями (восемь процентов всей детской популяции, из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа. В проекте Специального образовательного стандарта указывается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания».
Министерство образования РФ нацелено на увеличение доли детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, которым будут созданы условия для получения качественного общего образования, с базового значения в 30% до 71% в 2015 году. При этом необходимо заметить, что более половины детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях обычных общеобразовательных учреждений. По данным 2011 года в России около 35 тыс. детей не получают образование, в том числе около 17 тыс. детей по причине здоровья. Около 29 тыс. детей с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества и образования в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Более 44 тыс. ребят обучаются на дому, находясь в затруднённых условиях выхода из дома.
Трудность и необеспеченность задачи построения включающего образования рождает тенденцию упрощения, примитивизации нужных изменений. Сам факт наличия ребёнка с ОВЗ в школе не делает её инклюзивной, точно как и инклюзия не сразу станет культурой практикой в школе, даже если в ней есть лифт или пандус. Самым отрицательным эффектом стихийности внедрения инклюзии может стать восприятие проблемы инклюзивного образования как «модной» темы, изменения образования только на организационном и административно-управленческом уровне. Это рождает опасность «имитации инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования.
Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг и условий общеобразовательного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзивного подхода.
Системное распространение практики инклюзивного образования случается в РФ крайне медленно и достаточно неравномерно. В некоторых регионах страны (Москва, Самара, Республика Карелия, Республика Коми, Пермский край, Томская область) процессы инклюзии в образовании значительно продвинулись в своём развитии, накоплен богатый педагогический опыт, разработаны методические рекомендации, способствующие тому, чтобы сделать обучение в массовых школах более инклюзивным. Региональные модели развития процесса инклюзии в образовании отличаются друг от друга по 5 основным факторам:
1) Заинтересованной позиции административных органов управления образования;
2) Вариантов финансирования деятельности образовательных учреждений;
3) Развития служб психолого-педагогического сопровождения;
4) Активности общественных организаций;
5) Наличия подготовленных кадров.
Задачи целостной системы развития инклюзивного образования определяются, в первую очередь, тем, что имеющиеся в настоящий момент дефицит научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицит кадрового обеспечения, организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования позволяют ставить вопрос о необходимости создания ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса в системе общего образования.
При высоком уровне финансового обеспечения образования именно столичная практика инклюзии может рассматриваться как плацдарм для проверки надёжности прогнозов и надежд. Московская модель инклюзивного образования детей с ОВЗ основана на системном подходе. Столичный опыт совместного обучения регламентирован законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» и с 2003 года имеет богатую историю экспериментальной деятельности. Финансовое обеспечение задач включающей практики образования закреплено постановлением Правительства Москвы о дополнительном финансировании образовательной услуги для детей с ОВЗ в условиях общего образования.
В каждом округе на базе Центров психолого-медико – социального сопровождения создан окружной ресурсный центр по развитию инклюзивной практики, В структуре Московского городского психолого-педагогического университета создан Городской ресурсный центр. Разработкой научного-методического обеспечения и научно-исследовательской деятельностью в сфере инклюзивного образования занимается Институт проблем инклюзивного образования МГППУ. Разработка научно-методического обеспечения процесса развития инклюзивной образовательной практики в системе образования г. Москвы включает в себя не только разработку методологии инклюзивного образования и содержания инклюзивной образовательной среды, но и организацию грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребёнка с ОВЗ, разработки индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работу с социальным окружением, в которую интегрируется ребёнок, подросток, молодой человек.
Все это заставляет искать новые принципы и формы организации системы образования в целом, психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в любых образовательных учреждениях города, повышения эффективности коррекционной и развивающей работы, поиска новых форм, методик и технологий образовательной деятельности, оказания принципиально новых видов помощи лицам с ОВЗ и их семьям.
Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса прежде всего должна принять как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь:
1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
2) Каждый человек способен чувствовать и думать
3)Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4) Все люди нуждаются друг в друге
5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
1) Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребёнка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
2) Социальная реабилитация ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
3) Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
4) Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
5) Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребёнка с ОВЗ;
6) Портфолио учащегося – ребёнка с ОВЗ;
7) Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
8) Повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
9) Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
10) Тьюторское сопровождение ребёнка с ОВЗ в процессе обучения;
11) Адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
12) Адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
13) Адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
14) Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
15) Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребёнка с любыми образовательными потребностями. Это непростой процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще. Можно назвать ряд основных трудностей, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный процесс :
1) Ограниченность нормативного-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам).
2) Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
3) Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приёмами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).