Землянская Марина Викторовна
Инклюзивное образование в детском саду посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, многое остается неясным и
туманным с точки зрения родителей. Особенно когда речь идет о самых разных его видах, например, о дошкольном образовании инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование предполагает совместное воспитание здоровых детей и детей с особыми потребностями в детском саду. Инклюзивное образование дошкольников - одно из основных направлений моей педагогической деятельности, так как в нашем саду есть ребенок с такими потребностями.
Публикация «Инклюзивное образование в детском саду посредством игры» размещена в разделах
В этой статье мы поговорим о том, как подготовить ребенка с определенными проблемами к школе, как адаптироваться к ней в социальной среде. Проходя очень сложный путь социализации, ребенок подвергался частым влияниям окружающей действительности. Главной проблемой было нарушение его связи с окружающим миром, ограниченная мобильность, плохие контакты со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой, недоступность ряда культурных ценностей, а также учеба. Организация работы с детьми-инвалидами в нашем детском саду является одной из актуальных проблем, хотя она находится на стадии становления, как и в других дошкольных учреждениях.
В нашем саду уже два года учится ребенок с диагнозом "врожденное увеличение неба". Это замкнутый, ласковый, теплый, очень робкий ребенок, со своим собственным представлением о детском саду, о своих сверстниках. Результаты анкетирования показали, что ребенок не способен освоить те виды деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду с набором социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих возрасту.
Чем раньше вы начнете работать с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного образования была построена в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделяется всем видам деятельности детей. Предметом моей деятельности было отношение группы детей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, их роль и место в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы является процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде. Основная цель была ориентирована на организацию работы инклюзивного образования в группе, а именно на определение и постановку воспитательных задач: создать условия, способствующие освоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования; разработать картотеку игр, способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников.
В своей работе я руководствовалась основными принципами инклюзивного образования : ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый имеет право общаться и быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников; разнообразие укрепляет все стороны жизни.
Инклюзивное образование - это новая форма работы в дошкольном учреждении. Прежде чем сделать этот шаг, я изучила много литературы, опыт моих коллег по интернет-ресурсам и задала себе вопрос: "А смогу ли я?". Ответ нашелся быстро, в этом помогли сами дети.
Развитие социальных навыков у специального ребенка, посещающего детский сад, осуществлялось в процессе группового и индивидуального обучения с помощью игровых приемов, включающих ряд игровых форм, социально ориентированных игровых заданий. Особое внимание я уделяю созданию предметно-развивающей среды. Окружающая среда должна быть: безопасной, комфортной и уютной, изменчивой, постоянно обновляемой. Специальные игровые задания выполнялись для ознакомления с различными свойствами объектов и их назначением. файл игры, который я собрала, помог в этом. Широко использовалась система дидактических игр: "игрушки", "магазин игрушек", "чудесная сумка", " Что нам делать с этой игрушкой?", "Найти тот же самый объект", " что изменилось?", "Запомни и найди", для развития временных представлений, игр" Когда деревья надевают этот наряд", " в какое время года нужны эти предметы?", которые были направлены на ориентацию в пространстве, развитие фонетического слуха. Для развития внимания, памяти, пространственной ориентации и временных представлений, памяти использовался комплекс игровых приемов: сказкатерапия, лекотерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия, которые позволяли детям концентрировать свое внимание.
Метод сказкотерапии используется для привития культурно-гигиенических навыков, навыков нравственного поведения, повышения аппетита, здорового сна. Использование произведений художественной литературы может заинтересовать детей, ввести их в контакт в общении, которое в процессе игры с образными игрушками направлено на концентрацию внимания, это и есть лекотерапия. Цветотерапия позволяет мне выяснить настроение детей перед распределением обязанностей в группе или дать определенную нагрузку ребенку в любом виде деятельности. Использование релаксационных игр и упражнений позволяет снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, а также настроить детей на позитивный уровень в отношениях. Приобретение знаний ребенком с речевыми нарушениями - это длительный процесс и требует большого количества повторений, что особенно заметно в экскурсиях, праздниках и развлечениях.
Уча ребенка играть с куклой, я старалась использовать художественное слово, с повторением 2-3 раза. Вместе с ребенком она пела колыбельную, укладывая куклу спать.
Серия доверительных бесед с родителями и детьми на темы "У меня плохое настроение", " мои любимые игрушки?", "хорошо ли быть одному?", "что это за преступление?", "Моя мама" позволяли ребенку чувствовать себя защищенным во время разговора и открытым в своих мыслях.
Для развития восприятия цвета использовались такие игры, как: "Что такое какой цвет", "подбери цвет". О развитии восприятия величины: "самое высокое - это самое низкое", "давайте построим лестницу". О развитии восприятия формы: "сложите ее в стопки"," подберите подходящий предмет по форме"," геометрические фигуры», «геометрическое лото". О развитии целостного восприятия: "расщепленные образы", "склеенный чайник", "наложенные образы", " что перепутал художник?". О развитии тактильных ощущений: "Угадай на ощупь", "что в сумке?".
Проделанная работа дала положительный результат. Ребенок научился говорить с помощью игровой деятельности в группе детей в течение двух лет. Результаты исследования ребенка свидетельствуют о повышении уровня форсированности отношений, как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети получили первые уроки общения с "особым ребенком", усвоили нормы и правила поведения, принятые в этом обществе. В то же время они не перестали быть индивидуальными, а стали активными, открытыми и позитивными.
Целенаправленная работа с родителями позволила направить процесс социализации на позитивный уровень. Теплые отзывы родителей говорят о том, что выстраивание определенного жизненного пути среди сверстников сделало жизнь хотя бы одного ребенка полноценной, жизнеутверждающей. Необходимость в инклюзивном образовании назрела уже давно. Выстраивание определенного жизненного пути среди сверстников, на который, безусловно, может рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести его нарушений развития, сделало бы жизнь таких детей более интересной и полноценной, способствовало бы их развитию и востребованности