МААМ-картинки

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов

Ирина Бокарева
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов.

В настоящее время одной из актуальных проблем является подход в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Публикация «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов» размещена в разделах

Социальные преобразования, происходящие в обществе, способствовали изменению взглядов на детство, что привело к серьезным изменениям в системе отечественного образования. Наблюдаются тенденции к интегративным процессам общего и специального образования, приводящие к инклюзивному образованию; актуальной для научного изучения и практического внедрения становится государственная система ранней диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; отмечается расширение реабилитационного пространства «по горизонтали», что объясняется необходимость широкого охвата различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; осознается необходимость писхолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп и категорий, их ближайшего окружения, а также других участников образовательного процесса – педагогических работников, учащихся с сохранными возможностями и т. д

Организация инклюзивного процесса в дошкольной образовательной организации является очень важным этапом для заложения основы инклюзивного общества. В связи с этим, мы предлагаем следующую модель психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации :

Создание условий для гармоничного развития личности и успешной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями является целью психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения в ДОУ.

Взаимодействие специалистов: взаимодействие специалистов в процессе инклюзивного образования можно представить как некую сеть воздействий и взаимодействий, где в центре находится ребенок, как бы погруженный в кокон из переплетающихся нитей различных видов воздействия специалистов, направленных на него, действующих непосредственно и опосредованно. Тем не менее, необходимо помнить, что ребенок не есть только объект воздействия. Он также его активный субъект. Все эти нити лишь поддерживают, направляют и помогают ему в его движении и развитии. Специалисты, в первую очередь создают условия для максимальной возможной активности и образовательной деятельности ребенка.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования являются :

педагогический блок:

общее – воспитание и обучение (педагог);

специальное – коррекция нарушений речи и познавательной деятельности (логопед, дефектолог);

психологический блок:

общее – развитие коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер (психолог);

специальное – коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы (психолог).

На основании моделей психокоррекционной работы мы предлагаем рассмотреть три основные модели психологопедагогического сопровождения в системе инклюзивного образования : общая, типовая и индивидуальная. Общая модель психолого-педагогического сопровождения – предполагает организацию процесса обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном учреждении с учетом возрастных особенностей развития с целью максимально гармоничного развития личности ребенка в целом (на уровне образовательного учреждения). Типовая модель психолого-педагогического сопровождения – конкретные образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие психолого-педагогические мероприятия. Индивидуальная модель психолого-педагогического сопровождения – создание индивидуальной образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями, направленной на коррекцию имеющихся нарушений с учетом индивидуально-типологических, психологических особенностей развития (на индивидуальном уровне). Данные модели взаимосвязаны и преследуют общую цель – максимально возможная социализация детей с особыми образовательными потребностями.

Преимущества инклюзивного образования :

1. Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях.

2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.

3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.

4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)». Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, запущена многоступенчатым механизмом. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители так же находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.

Ребенок с ОВЗ имеет право на общение со сверстниками. И если для родителей нормотипичного ребенка детский сад - это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приобретая навыки для жизни.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

Дети - это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ позволит свести к минимуму все те вопросы и проблемы, возникающие и у педагогов, и у родителей, а также позволит успешно адаптироваться и социализироваться детям в инклюзивном классе.

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Литература

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М. : Академия, 2002. – с. 3-203

2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.

3. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995.

4. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование : генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Лэпбук по ПДД в условиях реализации проекта «Детства безопасные шаги»Лэпбук по ПДД в условиях реализации проекта «Детства безопасные шаги» Интерактивное пособие - лэпбук по ПДД в условиях реализации проекта «Детства безопасные шаги».Автор-составитель: Савельева Н. В. Лэпбук разработан.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Автор публикации:
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов
Опубликовано: 26 октября 2022 в 18:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бокарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД