Ирина Бокарева
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов.
В настоящее время одной из актуальных проблем является подход в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Публикация «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Социальные преобразования, происходящие в обществе, способствовали изменению взглядов на детство, что привело к серьезным изменениям в системе отечественного образования. Наблюдаются тенденции к интегративным процессам общего и специального образования, приводящие к инклюзивному образованию; актуальной для научного изучения и практического внедрения становится государственная система ранней диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; отмечается расширение реабилитационного пространства «по горизонтали», что объясняется необходимость широкого охвата различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; осознается необходимость писхолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп и категорий, их ближайшего окружения, а также других участников образовательного процесса – педагогических работников, учащихся с сохранными возможностями и т. д
Организация инклюзивного процесса в дошкольной образовательной организации является очень важным этапом для заложения основы инклюзивного общества. В связи с этим, мы предлагаем следующую модель психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации :
Создание условий для гармоничного развития личности и успешной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями является целью психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения в ДОУ.
Взаимодействие специалистов: взаимодействие специалистов в процессе инклюзивного образования можно представить как некую сеть воздействий и взаимодействий, где в центре находится ребенок, как бы погруженный в кокон из переплетающихся нитей различных видов воздействия специалистов, направленных на него, действующих непосредственно и опосредованно. Тем не менее, необходимо помнить, что ребенок не есть только объект воздействия. Он также его активный субъект. Все эти нити лишь поддерживают, направляют и помогают ему в его движении и развитии. Специалисты, в первую очередь создают условия для максимальной возможной активности и образовательной деятельности ребенка.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования являются :
– педагогический блок:
общее – воспитание и обучение (педагог);
специальное – коррекция нарушений речи и познавательной деятельности (логопед, дефектолог);
– психологический блок:
общее – развитие коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер (психолог);
специальное – коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы (психолог).
На основании моделей психокоррекционной работы мы предлагаем рассмотреть три основные модели психологопедагогического сопровождения в системе инклюзивного образования : общая, типовая и индивидуальная. Общая модель психолого-педагогического сопровождения – предполагает организацию процесса обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном учреждении с учетом возрастных особенностей развития с целью максимально гармоничного развития личности ребенка в целом (на уровне образовательного учреждения). Типовая модель психолого-педагогического сопровождения – конкретные образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие психолого-педагогические мероприятия. Индивидуальная модель психолого-педагогического сопровождения – создание индивидуальной образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями, направленной на коррекцию имеющихся нарушений с учетом индивидуально-типологических, психологических особенностей развития (на индивидуальном уровне). Данные модели взаимосвязаны и преследуют общую цель – максимально возможная социализация детей с особыми образовательными потребностями.
Преимущества инклюзивного образования :
1. Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях.
2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.
3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.
4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)». Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, запущена многоступенчатым механизмом. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители так же находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.
Ребенок с ОВЗ имеет право на общение со сверстниками. И если для родителей нормотипичного ребенка детский сад - это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приобретая навыки для жизни.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.
Дети - это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ позволит свести к минимуму все те вопросы и проблемы, возникающие и у педагогов, и у родителей, а также позволит успешно адаптироваться и социализироваться детям в инклюзивном классе.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Литература
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М. : Академия, 2002. – с. 3-203
2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.
3. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995.
4. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование : генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)