Мария Пичугина
Инклюзивное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие и принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это одна из форм обучения, которая предоставляет каждому человеку возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, вне зависимости от имеющихся у него интеллектуальных, физических, социальных, языковых, эмоциональных и других особенностей развития.
Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах
В настоящее время инклюзивное образование является одним из наиболее актуальных направлений в системе образования не только в России, но и во всем мире. Оно находится под пристальным наблюдением со стороны общества и родителей «особенных» детей.
Актуальность и востребованность инклюзивного образования состоит в его явных преимуществах перед традиционным коррекционным образованием. Коррекционная система образования за многие годы накопила достаточно большой опыт в воспитании и обучении детей с отклонениями и нарушениями, однако у нее слабо развита социальная адаптация таких детей в обществе. Инклюзивное образование, напротив, предоставляет большие возможности «особенным» детям в адаптации к условиям современного мира, учит их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивает коммуникативные навыки.
Таким образом, процесс получения образования детей с особенностями в развитии и здоровыми детьми, является одним из неотъемлемых условий последующей успешной социализации «особенных» детей в современном обществе.
Именно поэтому организация инклюзивного образования рассматривается как одна из актуальных и важнейших задач современной системы образования в России.
Инклюзивное образование предусматривает совместное обучение здоровых детей и детей с отклонениями в развитии, доступность качественного образования для всех, посредством организации образовательного пространства, которое отвечает потребностям всех детей.
Методология инклюзивного образования направлена на признание за всеми детьми возможности получения необходимых знаний и умений, с учетом их особенностей и потребностей. То есть, процесс преподавания, в рамках инклюзивного образования гибкий, стремящийся удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося.
Инклюзивное образование основано на восьми принципах:
1. Каждый человек представляет определенную ценность, вне зависимости от его достижений и потребностей.
2. Каждый человек думает и чувствует.
3. Каждый человек имеет право на полноценное общение с окружающими, а так же на право быть ими услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Настоящее образование может быть реализовано только лишь с учетом реальных возможностей человека.
6. Каждый человек нуждается в поддержке и одобрении со стороны окружающих его людей.
7. Для каждого ученика, его личный прогресс обучения заключается скорее в том, что он способен сделать, нежели в том, что он не может сделать.
8. Разнообразие способно усилить все сторон жизни человека.
В настоящее время инклюзивное образование приобретает все большие масштабы распространения, так как оно позволяет детям с отклонениями в развитии не только получить необходимое образование, но и адаптироваться в обществе, развить свои коммуникационные навыки.
Актуальные проблемы инклюзивного образования в России
Несмотря на всю популярность и значимость инклюзивного образования, оно сталкивается с некоторыми трудностями в организации и реализации, особенно на начальных этапах внедрения в общеобразовательные учебные заведения.
Среди основных проблем инклюзивного образования, выделяют следующие:
1. Психологические проблемы педагогов. Опыт внедрения инклюзивного образования показал, что не все преподаватели и другие специалисты общеобразовательных школ психологически готовы работать с детьми, имеющими отклонения в развитии. Многие испытывают страх, того, что могут не справиться с возложенными на них обязанностями. Обычно на адаптацию педагогов к новым условиям уходит некоторое время, после которого они перестают испытывать страх и работают с «особенными» детьми, не зацикливаясь на их особенностях. То есть они учитывают особенности, но относятся, так же как и к здоровым ученикам. Именно это помогает детям с отклонениями чувствовать себя полноценными членами общества.
2. Психологические проблемы обычных» детей и их родителей. Довольно часто родители здоровых детей высказывают опасение, что общение с «особенными» детьми может нанести психологическую травму их детям, либо отрицательно сказаться на течении их развития. Эти опасения также рассеиваются со временем. Родители понимают, что общение с особенными детьми не оказывает на здоровых детей негативного влияния. Напротив, они учатся быть добрее, отзывчивее, учатся помогать другим. Период адаптации учащихся к появлению в их классе особенных учеников во многом зависит от твердой жизненной позиции и отношению к этому вопросу их родителей.
Инклюзия в образовании является одной из основных инклюзий ребенка в общество. Развитие инклюзивного образования подразумевает не создание какой-то определенной новой системы, а планомерное и качественное изменение существующей системы образования в общем.
Важным направлением инклюзии является то, что она не подразумевает коренное изменение или исправление личности ребенка, а на его успешную адаптацию к существующим образовательным и социальным средам.
В настоящее время практика инклюзивного образования крайне бедна, так как инклюзия вводится в систему общеобразовательных школ в основном в качестве эксперимента.
Основными направлениями ресурсного обеспечения современного инклюзивного образования в России являются:
1. Методическое и научное обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников.
2. Осуществление качественного психологического сопровождения всех участников инклюзивного коллектива.
3. Организация эффективного взаимодействия всех уровней образовательной системы.
4. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.
5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.