Вероника Куликова
Инклюзивная практика «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23»
(МБОУ «СШ № 23»)
«Создание условий для социализации обучающихся с ОВЗ через развитие произвольности и способности к саморегуляции на коррекционно-развивающих занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования»
Публикация «Инклюзивная практика „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Цель данной программы: Создать условия для социализации обучающихся с ОВЗ через развитие произвольности и способности к саморегуляции на коррекционно-развивающих занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования
Задачи практики :
1. Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки;
2. Развивать креативное мышление и воображение;
3. Снижать уровень тревожности, утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений;
4. Повышать уровень самооценки, проявления инициативности и самостоятельности.
5. Повышать уровень произвольной регуляции и самоконтроля;
6. Способствовать формированию коммуникации, коллективизма, сплочения;
7. Способствовать формированию благоприятной адаптации и социализации в окружающем мире.
Содержание практики направлено на поиск новых и эффективных форм работы, методик обучения, которые позволят педагогическим работникам качественно и продуктивно осуществлять образовательную деятельность с детьми с ОВЗ.
Практика реализуется в рамках коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий.
Категория участников: обучающиеся 1-4 классов, имеющие коллегиальное заключение ТПМПК и нуждающиеся в коррекционно-развивающей поддержке психолого-педагогической службы.
Ожидаемые результаты: По завершении педагогической практики, у обучающихся с ОВЗ улучшается эмоциональный настрой, снижается эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, повышается уровень развития произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком, формируется навык коллективизма, сотрудничества. Вместе с этим развиваются высшие психические функции, графомоторные навыки, креативное мышление и воображение. Все эти результаты приведут к успешной адаптации и социализации младшего школьника с ОВЗ.
Достижение результатов практики происходит через организацию цикла практических коррекционно-развивающих занятий по программе «Нетрадиционные техники рисования».
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения. Объем программы 33 часа, продолжительность занятия 40 минут.
Автор практики : Куликова Вероника Леонидовна, Ханжина Анна Анатольевна, педагоги-психологи.
В настоящее время в школе количество обучающихся, получивших коллегиальное заключение ТПМПК и имеющих в нем рекомендации по реализации программ ТНР и ЗПР растет. Такие дети, в силу своего психофизиологического состояния, чаще всего, неспособны контролировать последовательность своих действий, они дезорганизованы, импульсивны, могут начать действие и не закончить, не могут в полном объеме организовать собственную деятельность, у них наблюдаются разные нарушения в эмоциональной сфере. В последствии этих нарушений происходят трудности в адаптации к окружающему миру, коммуникации и социализации. Все эти трудности привели нас к внедрению педагогической практики «Создание условий для социализации обучающихся с ОВЗ через развитие произвольности и способности к саморегуляции на коррекционно-развивающих занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования» в организацию коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ. Также, помочь специалистам в систематическом подкреплении навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях, способны воспитатели групп продленного дня, учителя предметники и, конечно, сами родители.
Главной целью педагогической практики для обучающихся с ОВЗ является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных, коммуникативных качеств.
Для успешной подготовки детей с ОВЗ к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических и практических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду.
Значительную роль в коррекционно-развивающем процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она открывает перед детьми много интересного, красивого, занимательного.
К методам практической коррекции относится арт - терапия. Арт - терапия - это метод изменения состояния структуры мироощущения ребенка, посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики. Основная цель данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. А также в процессе деятельности у детей развивается способность к саморегуляции и произвольности. Существует огромное количество видов арт - терапии, одним из которых является изотерапия, которая наиболее удобна в младшем школьном возрасте. Мы в своей практической работе используем нетрадиционные техники рисования, они способствуют:
- развитию мелкой моторики и графомоторных навыков;
- развитию креативного мышления и воображения;
- снижению уровня тревожности, утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений;
- повышению уровня самооценки, проявлению инициативности и самостоятельности.
- повышению уровня произвольной регуляции и самоконтроля;
- облегчению процесса коммуникации, коллективизма, сплочения;
- формированию благоприятной адаптации и социализации в окружающем мире.
Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
Методы и приемы работы:
1) Игровые приемы, которые создают непринужденную благоприятную атмосферу, способствуют развитию воображения.
2) Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности.
В) Метод проблемного изложения направлен на активизацию креативного и логического мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных мышлений.
Применяемые техники нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальцами, ладошками.
Даже если младшие школьники никогда не рисовали пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок с ОВЗ, когда опускает палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет свой первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Именно для этих школьников игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
2. Рисование по - мокрому листу. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными обучающимися.
3. Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами. Сухие листья приносят детям много радости (особенно в районах крайнего Севера, где листья – редкое явление, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.). Данная техника создания изображений подходит школьникам с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
4. Рисование предметами окружающего пространства. Рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется. При рисовании соломинкой происходит дыхательная гимнастика, что очень важно для развития детей с ОВЗ.
5. Техника «Волшебный клубок». Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых школьников, боящихся рисовать и играть.
6. Рисование штрихами. В процессе которой, учащиеся легко проговаривают чистоговорки, скороговорки. Шаг за шагом, обучаясь изображать животных, птиц придавая им с помощью штрихов пушистость и объемность. Такая техника подходит импульсивным и агрессивным детям.
7. Ледяные рисунки. Экспериментирование с бумагой, мелом, льдом, солью, закрепление их основных свойств, заметно расширят представления школьников об окружающем мире.
8. Коллаж - выдувание, рисования мыльными пузырями. Изготовление коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ученика со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Нужно отметить что, создавая изображение с помощью выдувания красок, рисование мыльными пузырями ребята незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники рисования могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.
Для реализации практики, нами было выбрано 24 младших школьника с ОВЗ, проведено диагностирование эмоционально-волевой сферы:
1. Методика Дембо – Рубинштейна, направленная на исследование самооценки младшего школьника;
2. Методика (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) «Проба на внимание», направленная на выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля;
3. Методика А. Л. Венгера «Рисование по точкам», направленная на исследование уровня ориентировки на заданную систему требований.
В результате первичного диагностирования по методике Дембо-Рубинштейна, направленной на выявление уровня самооценки, выяснили, что показатели у всех ребят довольно близки, уровень самооценки у детей не очень высок. Большинство детей 15 (62%) показали низкий уровень самооценки. 5 (21%) ребят показали средний уровень самооценки и у 4 (16%) младших школьников выявился высокий уровень самооценки.
Далее была проведена методика «Проба на внимание», направленная на выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля, в результате диагностирования, мы получили следующее: Из 24 обучающихся с ОВЗ у 18 (75%) человек – низкий уровень сформированности внимания и самоконтроля. 6 (25%) учащихся показали средний уровень сформированности. С высоким уровнем сформированности внимания и самоконтроля не оказалось ни одного учащегося.
Следующая методика «Рисование по точкам» предполагала определить уровень ориентировки на заданную систему требований. В результате, мы получили следующее: Из 24 учеников - 20 (83%) ребят показали низкий уровень регуляции действий, они постоянно нарушали заданную систему требований, предложенную педагогом. 4 (17%) ребенка показали средний уровень, что обусловлено недостаточным развитием произвольности. Высокий уровень не определился ни у одного ученика.
Все полученные результаты по проведенным методикам на начало и на конец учебного года представлены в гистограмме на рисунках 1, 2, 3. (Приложение 1).
Для поддержания и создания условий социализации обучающихся с ОВЗ через развитие произвольности и способности к саморегуляции, посредством нетрадиционных техник рисования, нами был разработан и проведен цикл коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Нетрадиционные техники рисования», который рассчитан на освоение личностных результатов, таких как: готовность и развитие учеников к саморазвитию; ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, коммуникативно-личностные качества. Для этого использовались различные приемы. В основе данной разработки выступают условия, которые мы выявили: создания ситуации успеха и психолого-педагогическая поддержка.
Перед началом занятий, была проведена беседа с родителями, ознакомление их с предполагаемой работой педагога-психолога.
Для выявления эффективности реализуемой практики в конце учебного года было проведено итоговое диагностирование по тем же методикам. Результаты диагностики наглядно показали возросший уровень самооценки младших школьников с ОВЗ, также значительно изменились показатели уровня сформированности внимания и самоконтроля, произошла положительная динамика в ориентировке на заданную систему требований.
Снизился уровень тревожности у всех участников педагогической практики, ребята развили свои коммуникативные навыки, научились слушать и слышать друг друга, работать и сотрудничать в коллективе, высказывать свою точку зрения, представлять и защищать свою продуктивную деятельность, научились креативно мыслить и переносить задуманные идеи на лист. По завершении педагогической практики можно прийти к выводу, что поставленные в начале исследования задачи решены, и сформулированная цель достигнута.
Список литературы
1. Е. М. Аллекова. Живопись. – М. : Слово, 2007
2. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
3. А. Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
4. Н. А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М. : Просвещение, 2007.
5. Н. И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
6. В. П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
7. С. В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
8. А. А. Павлова, Е. И. Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М. : ВЛАДОС, 2006
9. В. В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М. : Гуманит. Изд. Центр “Владос”
10. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005 г
11. Ресурсы сети Интерне
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата
1 Вводный инструктаж по охране труда. Ознакомление. 1
2 Работа художника. «Волшебные краски». Смешивание красок 1
3 Печать по трафарету (осенний букет) 1
4 Рисование ладошками. Дерево, Морское дно. 1
5 Пластилинография. Золотая осенняя пора…. 1
6 Цветные штрихи. «Эти загадочные животные» 1
7 Рисование акварелью с использованием ватных палочек «Золотой листопад» 1
8 Техника «набрызг». Животные в осеннем лису 1
9 Техника «многослойный набрызг». Дерево в осеннем наряде. 1
10 Техника рисования «штампование». Следы невиданных зверей. 1
11 Смешанная техника (рисование+аппликация). Провожаем осень. 1
12 Кляксография трубочкой. Первый снег. 1
13 Рисование солью и гуашью. Морозные узоры. 1
14 Штампование». Полет снежинок в зимнем лесу. 1
15 Рисование пальцами и ладонями. Северный мишка. 1
16 Рисование на мятой бумаге. Семейство пингвинов. 1
17 Техника выполнения витражей. 1
18 Сюжетный витраж. 1
19 Рисование нитями. Волшебный узор. 1
20 Рисование мыльными пузырями. Зимнее волшебство. 1
21 Рисование льдом. Ледяные рисунки. 1
22 Техника «ниточная кляксография». 1
23 Техника «Выдувание». Зимние сугробы. 1
24 Монотипия пейзажная. Животные в зимнем лесу. 1
25 Техника «набрызг». 1
26 Техника рисования «фотокопия». Морозные узоры на окне. 1
27 Техника рисования манкой. Красавица Зима. 1
28 Техника рисования «свеча + акварель». Веселый снеговик. 1
29 Рисование по мокрому листу. Северное сияние. 1
30 Рисование на поверхности. Полярная ночь. 1
31 Орнамент. Роспись нарядов для Деда Мороза и Снегурочки. 1
32 Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». 1
33 «В гостях у сказки»-иллюстрирование любимой сказки. 1
34 «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка. 1
ИТОГО: 34