Мария Владимировна Ушич
Инклюзия в ДОУ: за и против
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. «Дети с особыми образовательными потребностями» нуждаются в использовании новых современных методик и привлечения большого количества профильных специалистов. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования в детском саду.
Публикация «Инклюзия в ДОУ: за и против» размещена в разделах
Возникающие в процессе инклюзивного образования правоотношения регулируются достаточно обширным количеством нормативно – правовых актов. Это и международные правовые акты и внутреннее законодательство Российской Федерации.
Основная цель ДОО в осуществлении инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разных стартовых позиций. Для этого должны быть выполнены определенные условия, в том числе: наличие детей с ОВЗ, родители которых готовы привести их в детский сад; наличие в штатном расписании соответствующих специалистов (логопеды, психологи, дефектологи); возможность дальнейшего развития профессиональных компетенций педагогов; психологическая готовность коллектива к инклюзии, соблюдение основных ценностей, целей и методов инклюзивной практики.
Детям с проблемами в развитии, включение в среду здоровых сверстников даст необходимый опыт коллективного общения и совместной деятельности, обеспечит полноценное социально-личностное развитие. Полноценное взаимодействие участников образовательного процесса обеспечит поддержку и полноправное участие родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы ДОУ и общества. Образовательное учреждение, осуществляющее инклюзивную деятельность, позволит педагогам повысить профессиональный потенциал.
Важную роль в реализации полноценного инклюзивного образования для детей с ОВЗ играет принцип преемственности и взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ и школ. Так педагоги детского сада осуществляют мониторинг способностей детей с ОВЗ, отмечают интенсивность и продуктивность динамики их развития. В процессе взаимодействия с учителями начальных классов они передают собранные данные и таким образом сохраняют специфику и особенности образовательной деятельности детей с особенными образовательными потребностями. Такие взаимоотношения между ДОУ и школой оформляются в форме договора о сотрудничестве.
В нашем ДОУ существует группа комбинированного вида для детей 4-6 лет. В данной группе, дети находятся в условиях инклюзивного образования. Большинство из них имеют заключения городской или областной ПМПК: задержка психического развития, ранний детский аутизм, умственная отсталость легкой степени, а также речевые нарушения различной степени сложности, в состав группы входят дети с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА) для детей инвалидов. В соответствии с содержанием заключений ПМПК и ИПРА, образовательная и коррекционная работа с детьми осуществляется с учетом индивидуальных особенностей. У нас на группе работает два воспитателя, учитель – логопед, педагог – психолог и учитель – дефектолог. Педагогическая деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса с привлечением помощника воспитателя.
При активном педагогическом воздействии дети с ЗПР выходят на норму и поступают общеобразовательные школы. Отсюда можно сделать вывод, что тесная взаимосвязь между участниками образовательного процесса первична (необходима). В противном случае дети с ОВЗ не смогут достигнуть необходимого уровня развития для перехода на новую образовательную ступень, и увеличится численность детей в школах 5, 7 и 8 вида. (Заикание и тяжелые нарушения речи - школа 5 вида; ЗПР – школа 7 вида; умственная отсталость – школа 8 вида).
(ЗА) Отсюда возникает необходимость расширения штата образовательного учреждения и пополнения такими профессиями, как тьютор и ассистент. Для более продуктивного внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы.