Елена Князева
Информационный, практико-ориентированный, исследовательский проект «Новогодние игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Новогодние игрушки».
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих
выставок, конкурсов).
Продолжительность проекта : среднесрочный (средней продолжительности,
ноябрь - декабрь
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Актуальность темы:
Публикация «Информационный, практико-ориентированный, исследовательский проект „Новогодние игрушки“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Елочные новогодние игрушки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одним из самых любимых и долгожданных праздников детей и взрослых считается - Новый год. Это ожидание чуда, ни с чем несравнимая зимняя сказка и самые положительные эмоции, радость и веселье. Для каждого из нас Новый год связан с детством – с традицией наряжать елку стеклянными шарами и фигурками, хлопушками и гирляндами всей семьей. Наверное, у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений - новогодних игрушек. Это что-то из детства, из глубин памяти - чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока елочного шарика.
История новогодней игрушки тесно связана с историей нашей родины. Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек, в том числе и елочных. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Многие дети не знают, что раньше елочные игрушки изготавливались из различного материала. Поэтому мы решили познакомить дошкольников с историей создания новогодней игрушки, а также им самим побыть мастерами и изготовить свои елочные украшения. Совместная творческая деятельность детей и взрослых способствует развитию у детей таких качеств, как забота, внимание, умение трудиться, доводить начатое до конца, а так же положительные эмоции совместного творческого процесса, и это очень важно для ребёнка. Организовать мини-музей «Новогодняя игрушка».
Цели проекта :
- Повысить интерес к истории Новогодней игрушки, научиться её изготавливать.
Задачи проекта :
• Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения новогодней елочной игрушки.
2. Расширить представления детей о разнообразии новогодних елочных игрушек.
3. Научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала (бумаги, теста, бросового материала).
4. Учить бережно, относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
• Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, любознательность.
2. Развивать социально-коммуникативные навыки, творческие способности.
• Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду.
2. Воспитывать осознанно-правильное отношение к традициям своего народа, желание бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Расширение знаний детей об истории Новогодней игрушки.
• Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, мех, шерсть, природный материал, и т. д.).
• Развитие детей чувства любви и привязанности к своей культуре, интереса к художественному творчеству.
• Получение эмоционального отклика от своей работы.
Продукты проекта :
• Поделки своими руками «Ёлочные игрушки».
• Организация выставки детских елочных игрушек, изготовленных детьми «Украшения для елки».
• Организация ретро-выставки «Новогодние игрушки».
• Участие в конкурсе «Вместо елки – новогодний букет».
• Организация в группе мини-музея «Новогодняя игрушка».
Презентация:
• создание мультимедийной презентации по проекту «Новогодние игрушки» (из опыта работы).
Роль родителей в реализации проекта :
• помощь в сборе материала;
• совместная деятельность с детьми дома (беседы, игры, чтение художественной литературы, стихотворений, загадок по данной теме).
Материально-техническое обеспечение проекта и литература :
Литературный ряд:
• загадки, стихотворения, рассказы и другие произведения о новогодних игрушках, праздниках
• информационные ресурсы : фото-видео материалы; библиотечный фонд, интернет ресурсы.
Для этого использовались: детская хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста, книги русских, советских и российских писателей.
Музыкальный ряд, видеоряд:
• CD-записи песен по новогодней тематике.
• видеозаписи мультфильмов по теме «Новогодние игрушки», «Новый год» и т. п.
• познавательные и обучающие видеофильмы по теме «Новогодние игрушки», «Изготовление новогодних игрушек», «История новогодних игрушек» т. д.
Магнитофон, ноутбук, экран, слайдер (проектор, CD-диски с соответствующими записями, флеш-накопитель с видеофильмами о новогодних игрушках.
Демонстрационный ряд:
Ёлочные игрушки, картинки, открытки, иллюстрации на темы «Новогодние игрушки», «История новогодних игрушек», «Изготовление новогодней игрушки» и т. д.
Оборудование мини-музея «Новогодняя игрушка».
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
o Сбор информации;
o Работа с родителями.
2. Основной:
• Работа с детьми: беседы, проведение познавательных и других занятий, совместное оформление мини-музея.
• Работа с родителями: сбор экспонатов для оформления выставки мини-музея, консультации по теме.
3. Заключительный:
• Систематизация материала.
• Организация выставки старинных новогодних игрушек в мини-музее.
Основной этап.
Образовательная деятельность :
1. Занятие «Лепка по замыслу. Новогодние игрушки»
Цель: закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы изображения, доводить задуманное до конца; воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
2. Занятие аппликация «Бусы на елку».
Цель: закреплять знания о круглой и овальной форме; учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы, чередовать бусинки разной формы, наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.
3. Занятие аппликация «Новогодний шарик»
Цель: Продолжать учить срезать углы у квадратов для получения круглой формы; учить с помощью клея и манки наносить узор на предмет; воспитывать аккуратность.
4. Занятие «Цветные шары» (рисование елочных шаров)
Цель: Учить детей определению круглой и овальной формы, умению передавать ее в рисунке; развивать эстетическое восприятие; стараться создавать предпраздничное настроение, желание участвовать в новогоднем празднике.
5. Занятие «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, хрупкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
6. Занятие «Праздник Новый год»
Цель: Познакомить с традициями праздник Новый год; формировать интерес к истории данного праздника.
7. Занятие «Праздник Новый год» (продолжение «Описание новогодних игрушек»)
Цель: Закреплять знания детей о новогоднем празднике, знакомить их с елочными игрушками, материалами, из которых они изготавливаются; учить описывать ёлочные игрушки, развивать внимание, мышление.
8. Просмотр с детьми видеофильма и беседа по теме «Знакомство с елочной игрушкой».
Цель: Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают.
9. Совместная со взрослым и самостоятельная деятельность детей «Игрушка для елки» (рисование, аппликация, ручной труд) (первая половина декабря).
10. Выставка новогодних игрушек.
Цель: Провести обмен информацией при составлении рассказов о любимой игрушке детства.
11. Беседы с детьми о праздновании Нового года в семье. Знакомить детей с историческими экспонатами выставки, повышать интерес к истории семьи, прародителей (первая половина декабря).
12. Совместная деятельность с детьми по изготовлению елочных украшений «Новогодняя красота» (первая половина декабря).
13. Совместная деятельность взрослых и детей по конструированию и ручному труду по темам: "Новогодние игрушки», «Самоделки».
Цель: Знакомить детей со способами изготовления елочных игрушек своими руками, техникой безопасности во время их изготовления. Самостоятельная и совместная деятельность с детьми. (вторая половина декабря)
14. Конкурс «Вместо елки – новогодний букет» (дети-родители)
Цель: Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу группы и ДОУ. Оформление группы и групповой елки самодельными игрушками (вторая половина декабря).
Социальное партнерство с родителями.
1. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (вторая неделя ноября).
2. Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (третья неделя ноября).
3. Родительская гостиная, «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика». Повышать интерес к культуре и традициям разных стран. Подготовка к выставке новогодних игрушек (четвертая неделя ноября).
4. Мастер-класс для родителей «Новогодние самоделки». Повышать творческую активность и сплоченность педагогов, родителей, детей. Оформление групп к празднику самодельными новогодними игрушками (первая неделя декабря).
5. Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовиться к выставке. Организация выставки новогодних игрушек разных годов выпуска (вторая половина декабря).
• Обобщающий.
Проведение новогоднего утренника. Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. (последняя неделя декабря).
Презентовать проект.
Результаты проекта :
Создание мини-музея «Новогодняя игрушка»
Создание новогодних украшений детьми.
Педагоги:
• Повышение профессиональной компетенции педагогов по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
• Создание мини-музея в группе.
Дети:
• Активизация познавательного интереса дошкольников.
• Повышение интереса к новогодним традициям, музейной деятельности.
• Воспитание умения детально рассматривать экспонаты, выделять главное, обобщать увиденное.
• Развитие умений изготавливать новогодние украшения из различных материалов.
Родители:
• Повышение интереса к участию в жизни ДОУ
• Развитие стремления к совместной деятельности с детьми.
Рефлексия:
В результате проведения проекта удалось повысить интерес детей, педагогов и родителей к такому любимому празднику как «Новый Год», к его традициям, не всегда известным, к его истории; появилось желание узнать еще что-нибудь новое о хорошо известном празднике. Помимо этого удалось объединить усилия взрослых и детей, активизировать их желание действовать совместно.