Егорова Минзилэ Гильмановна
Информационно-творческий проект во второй младшей группе «Давай дружить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект во второй младшей группе
Пояснительная записка
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми.
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребенка. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому ребенку, ценность совместной деятельности.
Публикация «Информационно-творческий проект во второй младшей группе „Давай дружить!“» размещена в разделах
Наблюдая за детьми во время их общения, можно обратить внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Детям младшего дошкольного возраста свойственны попытки получить все с помощью бурных слез. Многие дети, особенно впервые пришедшие в группу, боятся и сторонятся сверстников, предпочитают лишь наблюдать за их игрой со стороны.
Именно в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются представления об окружающем мире в целом, важно сделать акцент и направить в правильное русло представления о дружбе. Это и определяет тему проекта – «Давай дружить!».
Технологическая карта проекта
Название «Давай дружить!»
Возраст детей Младший дошкольный возраст
Вид Краткосрочный (1 неделя) 15.04-22.04
Тип Информационно-творческий
Проблема Неумение детей поддерживать дружеские отношения.
Цели Формирование у детей представлений о дружбе, о дружеских взаимоотношениях, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи 1. Формировать у детей представления о дружбе, друзьях
2. Воспитывать дружеские отношения в коллективе.
3. Дать понятие, что такое дружба.
4. Вызвать интерес родителей к вопросам дружбы детей.
5. Учить детей правилам общения друг с другом.
Ресурсы 1. Информационные :
- фотоматериалы;
- библиотечный фонд
2. Научно – методические:
- консультативная работа с родителями
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о дружбе
4. Кадровые:
- воспитатели группы
5. ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат;
Методы Словесные, игровые, наглядные, практические.
Приемы Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, заучивание стихов, пословиц.
Предполагаемый результат Расширятся знания детей по теме «Дружба».
Дети познакомятся с правилами дружеских отношений; научатся внимательно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание.
Научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Выбор темы проекта : определить актуальность проблемы дружбы детей.
2. Беседа с родителями по теме проекта : показать значимость проблемы проекта (неумение детей поддерживать дружеские отношения).
3. Провести анкетирование «Нужны ли ребенку друзья?» : выявить уровень заинтересованности родителей данной проблемой.
4. Сбор информации по теме проекта (подобрать художественную литературу, сюжетные картинки, а так же литературу малых жанров фольклора, песни о дружбе для прослушивания) : отобрать необходимую информацию для решения целей и задач проекта.
5. Подготовить консультацию для родителей «Дружба детей» : обогатить и расширить знания родителей о дружбе. Показать значимость проблемы.
6. Разработать НОД «О дружбе», «Мы – друзья!»
7. Разработать картотеку игр на сплочение детей: воспитывать умение быть дружелюбным в игре, умение помогать друг другу.
Основной этап
Понедельник 15.04.
Работа с детьми:
1. Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: развитие умения детей взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятия мышечного напряжения.
2. НОД «О дружбе»
Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения к другим детям и взрослым. Формирование представления детей о дружбе.
3. Слушание песен о дружбе :
«Вместе весело шагать по просторам», «Улыбка», «Песенка о дружбе» из мультфильмов.
Цель: формирование у детей умения слушать песни аудио, понимать текст песен. Вызывать у детей радостные эмоции, продолжать формировать представления детей о дружбе
Вторник 16.04.
Работа с детьми:
1. Рассматривание картинок из серии: «Уроки доброты».
Цель: формирование у детей понятий о хороших, добрых поступках. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу.
2. Чтение стихотворений о дружбе
Цель: формирование у детей умения слушать и понимать художественное произведение, представления о дружбе.
3. Чтение и разучивание «мирилок».
Цель: формирование у детей умения мириться с помощью «мирилки».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Дружба детей»
Цель: обогатить и расширить знания родителей о дружбе. Показать значимость проблемы.
Среда 17.04.
Работа с детьми:
1. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: формирование умения детей объяснять поступки персонажей, оценивать их, выяснить, как дети понимают слова «хорошо» и «плохо».
2. Театрализованная игра: «Заюшкина избушка».
Цель: воспитание у детей умения понимать и сопереживать героям сказки
3. Дидактическая игра «Законы дружбы»
Цель: формирование у детей умения отличать хорошие поступки от плохих
Четверг 18.04.
Работа с детьми:
1. Игра «Я хочу с тобой дружить!»
Цель: проявление у детей чувства привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
2. Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно». К. Д. Ушинский.
Цель: познакомить с новым рассказом, учить рассуждать, отличать хорошие поступки от плохих.
3. Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»
Цель: выяснить, как дети понимают основную идею мультфильма
Работа с родителями:
Совместная деятельность родителей и детей «Нарисуй фрагмент из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».
Цель: привлечь родителей к совместной работе с ребенком.
Пятница 19.04.
Работа с детьми:
1. Разучивание пословицы: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
Цель: развитие у детей выразительности речи и понимания смысла пословицы
2. Прослушивание сказки: «Кот, петух и лиса».
Цель: побуждать детей эмоционально реагировать на содержание сказки, учить сопереживать героям сказки.
Заключительный этап
Понедельник 22.04.
Работа с детьми:
1. НОД «Мы друзья».
Цель: формирование у детей представлений о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
2. Фотовыставка «Мы – друзья!»
Цель: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу и умения выражать свои чувства при просмотре фотографий.
Вывод:
Я считаю, что проект удался, мы достигли желаемого результата: дети узнали как можно и нужно дружить, стали доброжелательнее и терпимее относиться друг к другу. Но это только начало, дети маленькие и нам еще надо многому учиться, и я буду продолжать работу над этой темой, так как тема дружбы на самом деле очень важная!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета
«Нужны ли ребенку друзья?»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения проекта на тему «о детской дружбе» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребенку дошкольного возраста?___
2. Вы знаете, с кем дружит ваш ребенок в детском саду?___
3. Есть ли друзья у вашего ребенка вне детского сада?___
4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребенка?___
5. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка?___
Консультация для родителей «Дружба детей»
«Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб»
Восточная мудрость.
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый.
Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек — эгоист, то у него не может быть настоящего друга.
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы : «дружба -…бескорыстная стойкая привязанность»
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки — буду с ним дружить, нет — не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения.
Знаете ли вы друзей своего ребенка? Есть ли у него друзья? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего ребенка. Всегда ли вы доброжелательны к ним, приветливы, всегда ли вы им улыбаетесь?
Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство, ведь с друзьями легче и радостнее жить.
Иногда взрослые лишают своих детей права выбрать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагополучной семьи, или плохо учится, или плохо себя ведет. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезное дело.
Родителям важно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом и жалуется на него. Необходимо внушать детям, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, нужно не завидовать, а радоваться. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её. Чуткость, внимательность должны проявляться в любых мелочах. Нужно учить детей обращаться друг к другу, прислушиваться друг к другу.
В случае конфликта детей, они сами найдут выход из положения. При необходимости помочь детям решить спор по справедливости. Не запрещайте ребенку выполнить свои обещания по отношению к друзьям. Не будьте безразличными, а будьте уважительными к детям.
В книге «Азбука нравственного воспитания» под редакцией Каирова И. А. есть следующие правила товарищества:
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то — научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.
Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
2. Старайся выручить товарища.
Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями — всем, что могло бы помочь другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Хорошо дружить — значит говорить друг другу правду.
Не ябедничай.
Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.
Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Научить ребенка этим правилам будет гораздо легче, если он видит их выполнение в семье. Ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и переносит увиденное в свои взаимоотношения с товарищами.
Психологами давно замечено, что чем лучше у ребёнка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Так что пусть в вашей семье царит мир и любовь, а у ребёнка будут самые лучшие, самые преданные
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Содержание: дети по сигналу начинают двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два хлопка – здороваемся плечиками;
• Три хлопка – здороваемся спинками.
НОД «О дружбе»
Программное содержание: Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Формировать представление детей о дружбе.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Ребята, я сегодня принесла для вас необыкновенную песенку. Послушайте её.
- О чём эта песенка? (о дружбе)
- Подумайте и скажите, что значит жить дружно, дружить?
- А кому нужно уступать игрушки? (друзьям)
- А у вас есть друзья?
- Илья, у тебя кто друг?
- А ты ему уступаешь игрушки?
- Значит он для тебя кто? (друг)
- Так ребята, кто такие друзья?
(воспитатель обобщает ответы детей)
- Ребята, сколько друзей можно иметь?
- А что лучше, когда один друг или много?
- А ты Оксана, как думаешь?
- А ты как думаешь, Алёша?
- А можно, чтобы все дети в группе были друзьями?
- Как ты думаешь?
(воспитатель обобщает ответы детей)
- Ребята, для чего мы ходим в детский сад? (встречаться с друзьями, играть и т. д.)
- А взрослые и дети могут быть друзьями?
(я играю с вами, даю игрушки, гуляю, занимаюсь с вами, значит я ваш друг)
Раз я ваш друг, то хочу с вами поиграть.
Игра.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Мы с вами все друзья и я предлагаю поиграть в игру: «Назови друзей по имени».
Стихотворения о дружбе
ПОДРУЖКА МАША
Мы с моей подружкой Машей
Вместе ходим в детский сад.
В нашей группе появились
Трое новеньких ребят.
Среди них мальчишка Вовка,
Очень вредный и плохой.
Он вчера кричал на Машу,
А потом толкнул рукой!
Я хотела заступиться
За подругу – сдачи дать,
Только Маша почему-то
Позвала его гулять!
Мы лепили вместе бабу,
Он катал нам снежный ком.
Поиграли в астронавтов
И домой пошли потом.
Утром Вовка прямо в группе
Снять ботинки нам помог,
Не кривлялся и не дрался,
Помогал нам всем чем мог!
И с тех пор всегда мы вместе,
Вовка наш хороший друг.
Отчего ж он изменился
Как-то быстро, как-то вдруг?
Я подумала немного
(Ну, полчасика всего,
И решила – просто Маша
Применила волшебство!
В ДЕТСКОМ САДИКЕ ДЕТИШКИ.
В детском садике детишки
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несётся с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведёрком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведёрком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!
***
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
Татьяна Агибалова
«Подружка» А. Кузнецова
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: "Не отдам".
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: "Играть давай!"
МИРИЛКИ
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Мирись, мирись
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Ссориться не будем
Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!
Хватит сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться :
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Давайте все мириться
Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
Давай дружить
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: формировать умение детей объяснять поступки персонажей, оценивать их, выяснить, как дети понимают слова «хорошо» и «плохо».
Материал: кукла - мальчик, книга.
Ход занятия:
В гости к детям приходит кукла - мальчик. Он просит помочь ему узнать, что такое хорошо и что такое плохо, сам он этого не знает.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение, которое так и называется: «Что такое хорошо и что такое плохо». Его написал Владимир Маяковский.
Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций.
- К кому пришёл крошка - сын?
- Что он спросил у отца?
- Что он ему ответил?
Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения и выясняют с детьми, что такое хорошо, а что такое плохо.
Воспитатель обращается к кукле - мальчику:
- Теперь ты понял, что такое хорошо и что такое плохо?
Мальчик отвечает, что понял, и предлагает детям поиграть.
Детям раздаются смайлики, выражающие различное настроение.
Воспитатель от лица куклы произносит отрывки из текста; в тех местах, где даётся оценка «плохо», ребята демонстрируют грустные смайлики, а где «хорошо» - весёлыми.
Мальчик благодарит детей за помощь и прощается с ними.
Дидактическая игра «Законы дружбы»
Вы, ребята, помогайте
на вопросы отвечайте
Только ДА иль только НЕТ,
Дайте мне друзья ответ.
Если ДА вы говорите,
То в ладоши хлопайте,
Если НЕТ вы говорите,
То ногами топайте.
– Будем крепко мы дружить? Д (да –да-да)
– Мы научимся играть? Д (да –да- да)
– Друг другу будем помогать? Д (да –да- да
– Друга стоит обижать? Д (нет-нет-нет)
– Будем громко мы кричать (нет-нет-нет)
–Оторвём мы мишке лапу (нет-нет-нет)
–Будем все мы книжки рвать? (нет-нет-нет)
–А товарищей толкать? (нет-нет-нет)
– Чай с друзьями будем пить? Д (да –да- да)
–Руки перед едой будем мыть? (да –да- да)
– Будем мы всегда дружны? Д (да –да- да)
–И товарищам верны? (да-да-да)
Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Инвентарь: клубок ниток.
Содержание: Взрослый говорит: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной интересной игре с клубочком. Когда он попадет к вам, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о тот, чем любит заниматься в свое свободное время. Рассказав о себе вы передаете клубок кому захотите. Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить!»
Ведущий начинает игру:
«В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем…»
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить!».
Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и ведущий. Игра продолжается до тех пор. Пока клубок не вернется к ведущему.
Потом предлагается детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.
«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как это здорово, не так ли?»
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно». К. Д. Ушинский.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?
НОД «Мы – друзья»
Цель: Формирование у детей представлений о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Методика НОД
-Ребята, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение? Может быть кто-то не выспался, может кому-то было грустно расставаться с мамой?
- Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
- Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
А кто такие друзья? Это дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
- Ребята, а какими должны быть друзья?
(дружные, хорошие, весёлые, интересные, вежливые и т. д.).
- А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
(обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.).
-А теперь, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она? (тёплая, ласковая, мягкая и т. д.).
- Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой.
А теперь откройте глазки и посмотрите другу в глаза. Какие глаза у вашего друга?
(Воспитатель подходит к парам, спрашивает детей, дети отвечают: ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.).
-Вам нравится ваш друг?
- Скажите ему тихо самые ласковые слова.
( Дети говорят: ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д.).
- В нашей группе дружат все мальчики и девочки! Давайте покажем, какие мы все дружные и поиграем!
Игра «Найди своего брата или сестру» (картотека игр на сплочение)