Ирина Михайлюк
Информационно-познавательный проект «Наши пернатые друзья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно- информационный
Участники проекта : детьми 4-5 лет группы общеразвивающей направленности №7, воспитатель группы и родители воспитанников
Тип проекта : краткосрочный с 11.01.2021-05.02.2021 года
Обобщение проектной деятельности :
Публикация «Информационно-познавательный проект „Наши пернатые друзья зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому, мы решили разработать и реализовать проект : «Наши пернатые друзья зимой». Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь) и проведя индивидуальную беседу, выяснили, что не все ребята могут правильно назвать зимующих птиц, их среду обитания и условия жизни, особенности их существования.
Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Актуальность
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 20 опрошенных воспитанников меньше половины группы (8 детей) узнали и назвали правильно ( 6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (6 детей) смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый шестой (7 детей) смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому я и решила на взять проект : «Наши пернатые друзья зимой».
Цель: расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Задачи:
-расширить знания воспитанников о зимующих птицах;
-способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;
-прививать самостоятельность в продуктивной и познавательной деятельности;
-привлечь внимание детей и родителей к помощи птицам в трудное для них зимнее время;
-пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Планируемые результаты для детей:
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения и рассказы о птицах, загадки, презентация о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц разнообразным кормом, который был принесён родителями, наблюдали за их поведением. В результате проведё нной работы дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к наху на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например, голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки разного вида, благодаря чему узнали и увидели из чего можно их сделать. Укрепились детско – родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
ПАУТИНКА ПРОЕКТА
Социально-коммуникативная деятельность
Беседы: «Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года»
Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Театрализация. «Где обедал воробей»
Творческое рассказывание. «Как я спас птичку» Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке» «Скачет шустрая синица». «Чей это голос»
«Разукрась птицу», «Угадай-ка», «Кормушка»
Сюжетно-ролевые игры.
«Больница для птиц», «Семья» : сюжет «Идем кормить птиц»,
«Птичья столовая», «В гости к птицам»
Труд. Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц
Безопасность: «Правила безопасности во время кормления птиц» Познавательная деятельность Наблюдение за птицами зимой.
Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой. Эксперименты с птичьим пером.
Рассматривание птичьих следов.
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин и фотографий. Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке» Проект
«Наши пернатые друзья зимой»
Работа с родителями
Папка-передвижка для родителей: «Покормите птиц зимой»
Консультация для родителей «Как и из чего можно изготовить кормушку»
Совместная организация мини музея «Кормушка для пичужки»
Сбор корма для птиц
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком работу по проекту?
Художественно –эстетическое развитие Продуктивная деятельность
НОД по художественно эстетическому развитию (лепка)
«Воробушки на кормушке»
НОД по художественно эстетическому развитию (рисование) «Как розовые яблоки на ветках снегири»
Раскрашивание раскрасок : «Зимующие птицы»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
просмотр мультфильма «Высокая горка»,
просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Чтение художественной литературы
Загадки по теме «Зимующие птицы»
В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю. Никонова «Снегирь», «Воробьишко», «Умная птичка», А. Яшин «Покормите птиц зимой»,Н. Тургенев «Воробей», Бианки «Птичья столовая», М. Пришвин «Птицы зимой», П. Соколов «Снегирь», Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»,Е. Чарушин «Воробей» М. Горький «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка» просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Физическая деятельность
Упражнения на дыхание
«Дятел», «Гуси летят», «Птичка», «Крылья». «Птицы летят».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили»,
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело» «Воробьи – воробушки», «Сорока»
Подвижные игры: «Птички и кошка», «Птичка и птенчики»
«Кот и воробышки» «Птички в гнездышках» «Ворона и собачка»
«Воробышки» «Совушка», «Воробушки и автомобиль» «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Воробьи и ворона»
3 этап – заключительный
В ходе реализации данного проекта был организован мини музей «Кормушка для пичужки» изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. Музей посетили дети всех возрастных групп нашего ДОУ В последующем кормушки были вывешены на территории детского сада В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был принесен родителями, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы ( например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки, благодаря чему узнали и увидели, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения подобное взаимодействие очень важно.
Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.