Лейсян Ахатова
Информационная справка по результатам диагностики адаптации к обучению и уровня тревожности учащихся 1 классов
▼ Скачать +Заказ
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка – новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т. д. Напряженность этого периода определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Адаптация к обучению в школе – процесс приспособления познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер и в целом организма школьника к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
Публикация «Информационная справка по результатам диагностики адаптации к обучению и уровня тревожности учащихся 1 классов» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во исполнении Приказа МАОУ «СОШ №» от 00.00.0000г. №000/О «О проведении диагностики адаптации учащихся 1-ых классов к школе и новым условиям обучения» с целью определения уровня тревожности и школьной мотивации в период с 20.09.2021 г. по 30.09.2021г. была проведена психодиагностическая работа по проективным методикам О. А. Ореховой «Домики» и Е. Р. Гореловой «Выявление школьной тревожности у детей» для оценки эмоциональной сферы учащегося в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
В обследовании приняли участие четыре класса. 1-А класс - 21 человек; 1-Б класс-22 человека; 1-В класс – 18 человек; 1-Г класс – 19 человек.
Результаты учащихся, участвовавших в обследовании в обобщенном виде показали (методика О. А. Ореховой) :
Энергетический показатель баланса организма в норме. Что характеризуется оптимальной работоспособностью. Учащиеся отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни детей позволяет им восстанавливать затраченную энергию:
1-А класс 76,0%
1-Б класс 68,8%
1-В класс 74,9%
1-Г класс 58,9%
Компенсируемое состояние усталости, проявляющееся в самовосстановлении оптимальной работоспособности за счет периодического снижения активности характерно для:
1-А класс 18,7%
1-Б класс 27,0%
1-В класс 23,3%
1-Г класс 38,2%
Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, нагрузки непосильные для учащихся прослеживается :
1-А класс 0,0%
1-Б класс 0,0%
1-В класс 0,0%
1-Г класс 0,0%
Перевозбуждение, что является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей и приводит к быстрому истощению, отмечается :
1-А класс 5,3%
1-Б класс 4,2%
1-В класс 1,8%
1-Г класс 2,9%
Эмоциональное состояние в норме, когда ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, отмечается:
1-А класс 57,1%
1-Б класс 55,0%
1-В класс 88,0%
1-Г класс 73,7%
Преобладание положительных эмоций, когда ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, отмечено у:
1-А класс 33,3%
1-Б класс 34,0%
1-В класс 8,0%
1-Г класс 15,8%
Преобладание отрицательного эмоционального фона, когда у ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания, а также имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно, характерно для:
1-А класс 9,5%
1-Б класс 11,0%
1-В класс 4,0%
1-Г класс 10,5%
Анализ данных диагностических исследований позволяет сделать вывод об общем уровне адаптации учащихся :
-достаточный:
1-А класс 62,0%
1-Б класс 50,0%
1-В класс 94,0%
1-Г класс 73,7%
-частичный:
1-А класс-33,3%
1-Б класс-46,0%
1-В класс-6,0 %
1-Г класс-15,8%
-недостаточный:
1-А класс- 4,7 %
1-Б класс-4,0%
1-В класс-0,0%
1-Г класс-10,5%
Вывод: Проведенный корреляционный анализ не выявил явной зависимости между индексом тревожности и коэффициентом дезадаптации. Учащиеся первых классов к обучению готовы, у детей нормальный уровень адаптированности к школе. Согласно результатам проведенного диагностического исследования уровня школьной тревожности обучающихся первых классов, в период адаптации, общий уровень тревожности обследуемых классов находится в пределах средних значений и соответствует возрастным нормам обучающихся, что свидетельствует о нормальной адаптации обучающихся первых класса – 88,7% от общего числа обучающихся первоклассников. При среднем уровне личностной тревожности ученик чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел адаптироваться, в которых он знает, как себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появления дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта, восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.
Наблюдения за характером протекания адаптации первоклассников продолжится и во 2-й половине учебного года.
Рекомендации:
педагогам: нормализовать темп деятельности, оптимизировать рабочий ритм, режим труда и отдыха, возможно снижение нагрузки для учащихся входящих в «группу с недостаточным уровнем адаптации»; осуществлять индивидуальный подход к учащимся с высокой степенью тревожности, использовать игровые, здоровьесберегающие педагогические технологии для профилактики переутомления учеников. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с высокой степенью тревожности, использовать игровые, здоровьесберегающие педагогические технологии для профилактики переутомления учеников.
родителям: интересоваться делами учащегося, серьезно относиться к их достижениям, что поможет подтвердить значимость их положения и деятельности; обсуждать с детьми правила и нормы с которыми они встречаются в школе, объяснять их необходимость и целесообразность; поддерживать в детях желание добиваться успеха. В каждой работе находить позитивные моменты. Похвала и эмоциональная поддержка способны повысить уверенность в себе; оставлять время для игр и общения с другими детьми.