Винокурова Прасковья Александровна
Информационная карта проекта «Это я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта «Это Я и моя семья»
Наименование проекта: «Это Я и моя семья»
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Область: познавательное развитие
Основания для разработки проекта:
• Конвенция о правах ребенка
• «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 23.07.2013).
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Публикация «Информационная карта проекта „Это я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
• (Постановление Главного санитарного врача Р. Ф. от 15.05. 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13».
• Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 №68-03 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
• Приказ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Цель проекта:
• Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания. Формирование первичных ценностных представлений о «семье», «семейных ценностях», «семейных традициях» через организацию разных видов деятельности.
• Воспитание у детей чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.
• Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Задачи:
• Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.
• Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
• Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование семейной
• принадлежности.
• Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
• I этап – Подготовительный
• II этап – Практический
• III этап – Итоговый
Исполнители проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели.
Разработчики проекта: Винокурова Прасковья Александровна, воспитатель первой квалификационной категории.
Ожидаемые результаты: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам Расширение кругозора детей, представлений о родственных отношениях, о своих родителях, о прошлом своих семей, их традициях и реликвиях; сплочение коллектива детей и взрослых. Установление доверительных детско-родительских отношений. Повышение педагогической культуры родителей и заинтересованности их в продолжение сотрудничества.
Аннотация проекта
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Семья - это первое, с чем ребенок встречается в жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Она помогает ребенку адаптироваться в обществе.
Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются навыки общения и отношений с людьми. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, и где мы бы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людям: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи семейных традиций.
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Если начать формировать ценностные представления о семье c младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет.
Проблемные вопросы:
Что вы знаете о семье?
Знаете ли имена членов своей семьи и ближайших родственников?
Что можете рассказать о семейном быте, традициях?
Учебные вопросы:
Могли бы вы сообщить о себе: свое имя, фамилию, возраст?
Назовите ближайших родственников?
Кем они вам приходятся?
Где проживают ваши родственники?
Расскажи о своих родственниках: что умеют, что любят, как общаются
План успешной работы детей по проекту
I этап - подготовительный: Постановка цели, предварительная работа с детьми.
II этап - практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1. Представление темы проекта
2. Непосредственно-образовательная деятельность
3. Совместная деятельность педагога и детей
4. Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей
5. Представление разнообразных методов оценивания достижения различных целей
6. Контроль результатов работы и качества работы дошкольников.
III этап - итоговый: Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний
Технологическая карта интегрированного образовательного процесса
на тему «Это Я и моя семья»
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие:
• Беседы по ОБЖ «Когда ты остаешься один дома»
• Беседа на тему «Моя семья»: учить детей называть членов семьи и ближайших родственников; воспитывать внимательное отношение к близким людям.
• Беседа на тему «Расскажи о своей семье»: развивать интерес к семейным традициям, интересным семейным историям.
• Игра – тренинг «Я потерялся» - упражнения для поиска оптимального поведения в экстремальной ситуации.
• Игровая ситуация «Заболела мама»: создать условия и возможности для самовыражения.
• Д/и (магнитная) «Улица города» - закреплять некоторые правила дорожного движения.
• Игра-ситуация «Мы встречаем гостей»- воспитывать культуру поведения.
• Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья», «Больница», «Магазин», «Кафе», «Салон красоты», «Летим, едим, плывем»
• Труд в центре природы: учить детей правильно ухаживать за растениями.
• КГН—совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, воспитывать привычку пережевывать пищу с закрытым ртом.
Познавательное развитие
• Рассматривание-анализ иллюстраций «Семья»; фотоальбомов «Я и моя семья»; презентаций. Рассуждалки «Почему нужно знать фамилию, имя и отчество родителей».
• Познавательные д/и «Что лишнее в одежде у мамы и папы?», «Чего не хватает?», «Что пригодится для компота, а что для борща?»
• Ди «Узнай с какого дерева листок» - закрепить название деревьев.
• Настольные игры: «Собери пазлы», «Геометрическое лото», «Шнуровка, кнопочка, прищепка, липучка», «Мозаика», «Что сначала, что потом»
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)
Аппликация. Цветной домик
Разрезание («на глаз») широких полосок бумаги на «кубики» (квадраты) или «кирпичики» (прямоугольники).
Деление квадрата по диагонали на два треугольника (крыша дома).
Рисование. «Перчатки и котятки».
Конструкторское бюро - закрепить названия строительных деталей.
Прослушивание аудиозапись песни В. Агафонникова «Маме улыбнемся»: развивать координацию движений, воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку.
Хороводная игра (с муз. инструментами) «Лесные музыканты»
Речевое развитие
Художественная литература «Описание семьи. Помощь по дому» Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
Д/и «Один-много»- учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.
Д/и «Назови ласково»- учить подбирать ласкательные слова по теме «семья»;
Игра-инсценировка «Домашние дела»
Физическое развитие
Минутка витаминизации (Дети пейте сок, будете здоровы)
п/и «Спящая лиса» «Гори, гори ясно»
Цель: Формировать умение по сигналу менять направление движения, развивать координацию движений.
Этапы проведения проекта: «Как хорошо, что есть семья»
Этапы проекта Содержание
1 Подготовительный • Мониторинг знаний и представлений детей на начальном этапе проекта
• Подготовка развивающей среды
• Составление плана проекта
2 Практический • Работа с детьми
• Работа с педагогами
• Взаимодействие с родителями
3 Итоговый • Мониторинг знаний и представлений детей на заключительном этапе проекта
• Выставка творческих работ и поделок
• Фотовыставка «Моя семья»
• Музыкально-литературный праздник «Семь Я - дружная семья»
• Спортивные соревнования для детей и родителей «Семейные старты»
Технологическая карта интегрированного образовательного процесса
на тему «Это Я и моя семья»
Время: ноябрь
Группа: среднего дошкольного возраста (с 4 – 5 лет)
Образовательные области
Виды деятельности, цель, задачи Содержание деятельности
в рамках образовательной
области
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Речевое развитие Коммуникативная
Игровая
Двигательная
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Беседа на тему «Моя семья»: учить детей называть членов семьи и ближайших родственников; воспитывать внимательное отношение к близким людям.
Д/и «Назови ласково»: учить подбирать ласкательные слова по теме «семья»; Рассматривание набор картинок «Семья». Труд в уголке природы: учить детей правильно ухаживать за растениями.
Комплекс утренней гимнастики «На горе дом большой»
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Дежурство по столовой - учить нарезать бумажные салфетки. КГН—совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, воспитывать привычку пережевывать пищу с закрытым ртом.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие Игровая
Восприятие художественной литературы и фольклора Создать условия
для сюжетно-ролевой игры «Семья», «Больница»,
Социально-коммуникативное
развитие
Художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы и фольклора
Музыкальная Конструирование «Качели»
(металлический конструктор)
Задачи: Знакомить с разнообразными конструкторами. Формировать умения создавать различные модели по рисунку. Развивать координации движения, образное мышление, творческое воображение и фантазии.
Музыкальное
Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Коммуникативная
Двигательная
Игровая Продолжать наблюдения – поздняя осень в Сургуте.
Д/у «Подскажи словечко»: развивать логическое мышление.
Труд. Уборка снега на участке.
ель: учить правильно пользоваться лопатками.
П/и «Пастух и стадо», «Перелет птиц»: учить детей играть дружно.
Социально-коммуникативное развитие
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
КГН – совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи.
Дежурство – учить самостоятельно, выполнять обязанности дежурных по столовой.
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы и фольклора
Музыкальное Прослушивание музыкальной композиции: Н. Римский - Корсаков «Колыбельная».
Чтение из серии «Дорога добра» (Истоки)
Физическое развитие
Социально-коммуникативное
развитие Игровая
Коммуникативная
Двигательная Гимнастика после сна «Просыпалочка – заряжалочка»
Беседа «Как заботиться о своей одежде» - учить бережно, относиться к своим вещам.
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская Беседа на тему «Расскажи о своей семье»: развивать интерес к семейным традициям, интересным семейным историям.
И/у «Самолеты»: ориентировка в пространстве. Н. п. и. «Форма», «Буквы»: развивать логическое мышление.
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская Минутка о полезной и здоровой пище «Кефир –белые усы удивительной красы»»
Физическое развитие
Социально-коммуникативное
развитие Двигательная
Игровая Игровая ситуация - «Наша семья едет на дачу»: учить развивать замысел игры, воспитывать дружеские отношения.
Наблюдение за гроздьями рябины.
П/и «Через кочки»: учить подпрыгивать через препятствия;
Социально-коммуникативное
развитие коммуникативная Домашнее задание – выучить имя, отчество близких родственников
Представление разнообразных методов оценивания достижения различных целей
• Выступление, презентация портфолио «Это Я и моя семья»
на открытом просмотре образовательной ситуации.
• Продуктивная деятельность «Семейное дерево - семья нашей группы»
Контроль результатов работы и качества работы дошкольников
• Выставка альбомов, портфолио «Это Я и моя семья»
• Мониторинг
В рамках итогового этапа живо обсуждались результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения воспитанников, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей.
Произошел некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Результатами нашей работы мы остались довольны.