Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие связной речи у детей»

евгения бабко
Опыт работы «Развитие связной речи у детей»

Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, и имеют большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

- осмысленность, т. е. полное понимание того, о чём они говорят;

- полнота передачи, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

- последовательность;

- широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т. д. ;

- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

- культура изложения в широком смысле слова:

- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

- интонационная выразительность речи,

-достаточная громкость,

- отчётливость произношения.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Выделяют виды монологов:

Описание – характеристика предметов.

Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях.

Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Рассказ – самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания

Последовательность работы над связной речью:

-воспитание понимания связной речи;

-воспитание диалогической речи;

-воспитание монологической связной речи:

-работа над пересказом;

-работа над составлением рассказа-описания;

-работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

-работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

-работа над самостоятельным рассказом.

Приёмы работы по формированию связной речи.

1. Наглядные – с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем.

2. Словесные – чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.

3. Практические - ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием, театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы)

Все названные приемы использую в работе по формированию связной речи дошкольников.

Пересказ.

Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т. к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но, однако, эта лёгкость относительна, потому что мы знаем, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.

Начиная со старшей группы, использую такие приёмы пересказа:

Пересказ по цепочке, по частям не разбивает цельности восприятия детей так, как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет привлечь к нему большее количество детей.

Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный текст. Как правило это небольшие тексты из 6-8 предложений по изучаемым лексическим темам.

Пересказ одного ребенка иллюстрирует другой ребенок, подбирая из предложенных ему картинок те, которые относятся к рассказу.

Прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.

Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность.

Особый интерес у детей вызывает пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Составление описательного рассказа.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.

Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т. д. И в данной работе использую схемы, алгоритмы и т. д.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок.

Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов. Кроме картин использую и другие пособия для составления предложений, небольших рассказов.

«Развивающие кубики»

1 вариант: На каждой из четырех граней кубика изображена предметная картинка. Ребенок, бросив кубик, должен составить словосочетание или предложение по картинке, которая находится на верхней грани кубика.

2 вариант: На гранях-сюжетные картинки. Ребята составляют предложения, или небольшой рассказ из 2-3х предложений.

3 вариант: На гранях изображены предметы с буквой, обозначающей начальный звук в слове. Ребенок выделяет начальный звук в слове, называет изображенную букву, составляет предложение по опорному слову (картинке).

Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

-рассказ о дне, проведенном в детском саду;

- рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);

- рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.

В подготовительной группе использую в работе метод развития творческого воображения «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Приставка «би-» обозначает «два». Соответственно, «бином» — это «состоящий из двух частей». Для использования Бинома фантазии берутся два слова, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом.

В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется для развития речетворчества.

Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Алгоритм работы по методу:

1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.

2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.

3 шаг. Рассматривание полученных сочетаний и отбор наиболее интересных для написания рассказа.

В работе над развитием творческого рассказа использую различные приемы и пособия.

«Многофункциональные речевые часы». Изготовлены по принципу кругов Луллия, только функцию движущихся кругов выполняют стрелки часов. С помощью этого пособия решаем самые разнообразные задачи: от автоматизации и дифференциации звуков, путем проговаривания слов, слогового анализа (наведение одной стрелки на картинку, а второй на цифру, соответствующую количеству слогов в слове) до развития навыка составления предложения по опорной картинке (слову) и парами слов по принципу «Бинома Фантазии»

В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

Использованные источники:

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва 1990г.

2. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.

3. Нищева Н. В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017.

4. Ткаченко Т. А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет, Москва, 2004 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие связной речи у детей»
Опубликовано: 17 июля 2024 в 10:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие связной речи у детей»» (включая файлы) размещена пользователем евгения бабко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД