Папки-передвижки

Индивидуальный подход при обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Татьяна Шумская
Индивидуальный подход при обучении детей с ОВЗ в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Физкультура для детей с ОВЗ в школе — важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дефицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.

Публикация «Индивидуальный подход при обучении детей с ОВЗ в начальной школе» размещена в разделах

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ получают индивидуальный подход к обучению более гибкий и адаптированный к их возможностям. В результате этих изменений обучение становится более эффективным и результативным, от этого выиграют все дети. В результате совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей между ними устанавливаются крепкие дружеские взаимоотношения. Обычные дети учатся взаимодействовать с особенными детьми Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование с детьми ОВЗ. Они научаются сочувствовать, сопереживать и понимать, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества, они становятся более толерантными. Перед учителями физической культуры встала задача, как привлечь детей с ОВЗ к активному образу жизни. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает сопротивляемость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является эффективным средством профилактики, гармоничного роста и развития детей. Двигательная активность и развитие речевой функции, тесно связаны с функциями головного мозга, что дает ребенку правильно развиваться. У детей существует связь между мышечной системой и мозговой, мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка, органами чувств.

Правильное физическое воспитания детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития. Поэтому, во избежание негативных изменений, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями здоровья крайне необходима. Но со своими особенностями подходами к организации занятий, особенностями их проведения.

Работая с детьми ОВЗ в своей практике, использую современные технологии, и подходы. Отношусь к ребенку спокойно и доброжелательно. Учитываю индивидуальные возможности. Сравниваю ребенка с ним самим.

Создаю у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

Снятие страха - «Ничего страшного.»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что.»

Авансирование - «У тебя получится.», «Ты сможешь.» Стараюсь говорить это искренне и уверенно.

Усиление мотива - «Нам это нужно для.» («Будешь лучше заниматься, сможешь стать более сильным). Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач.

Мотивация у детей с ОВЗ зависит от самооценки. Очень часто такие дети имеют заниженную самооценку, боятся сделать что-то неправильно, ошибиться. Мотивация избегания неудач по результатам опроса детей обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребенка появляется чувство неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов достижений. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребенка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе. Тип семейного воспитания также влияет на мотивацию достижений детей. Желаемый тип мотивации (потребности в достижении успехов) формируется в основном у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании. Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа.

Педагогическое внушение - «Приступай же.

Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно.» («Сегодня ты хорошо выполнил это упражнение.)

Готовясь к урокам, использую дифференцированный подход :

- разнообразные средства для предотвращения утомления: чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами;

-повышение уровня активности (активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания, это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры);

-использование специальных методов наглядных и дистракционных, практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, приемов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.

Опираясь на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, применяю такие эффективные приемы, как:

- игровые ситуации;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.

Работая с детьми с отклонениями в развитии, считаю, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, все это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать излишнего упрощения материала. На каждом уроке я стараюсь ставить задачу, адекватную возможностям каждого ученика.

Метод проблемного обучения. Рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором в качестве основной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Перед обучающимися ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добытые собственными силами, сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти. Постановка соответствующей проблемы и ее решение учениками способствуют не только сознательному усвоению движения, но и развивают умственные способности, учат мыслить самостоятельно. Решение детьми посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает веру в свои силы. Они переживают радость своих «открытий». Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным. Обучение обучающихся, усвоение ими знаний создают предпосылки для творчества. В многогранном процессе обучения этому отводится значительное место, поскольку глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке. Оно проявляется уже в младшем школьном возрасте. В сюжетных, имитационных упражнениях ученики, воплощаясь в игровой образ проявляет фантазию, воображение. У них появляются представления, которые подкрепляются игровыми действиями, при этом развивается их творческий характер. Ученики приобретают способность осуществлять творческие мысли, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. Дети придумывают варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых поражений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности детей особенно в младшем школьном возрасте, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и не сюжетные, а также спортивные игры. Метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение учеников.

Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, так как жесткая образовательная система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении, эти дети становятся обособленными и невольно исключаются из общей системы. Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

В нашей школе дети с ОВЗ обучаются вместе и выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований. На уроках физической культуры мной используются приемы АФК (адаптивная физическая культура).

Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация : опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом.

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка. 5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения разные способы регулирования эмоционального состояния (релаксация); разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, обоняние развитие речи (подвижные игры с речитативами) развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры) развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешкольных спортивных мероприятиях.

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда!».

Именно по этому принципу я стараюсь проводить каждый урок физической культуры.

В классах, где я работаю, двое детей с ОВЗ. Один из них слабослышащий и один ребенок с расстройством аутического спектра.

Эти дети учатся в разных классах, оба первоклассники.

Специфика работы со слабослышащими детьми.

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается. Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

Особенности организации адаптивной физической культуры

с детьми с нарушением слуха

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с ребенком, имеющим нарушение слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития. Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку — обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить слабо слышащего ребенка правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями:

• к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия);

• повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос»).

Ребенок с нарушением слуха пришел в первый класс подготовленным: внятная речь, слуховой аппарат, умеет читать по губам, если не понял что-то не боится задать вопрос или попросить объяснить повторно. Главной моей задачей, как учителя физической культуры, было:

• при объяснении задания находиться в поле зрения ученика на расстоянии 4-5 метров;

• если задание новое или координационно сложное – дать этому ребенку посмотреть, как его выполняют другие ученики;

• если возникли сложности при выполнении – объяснить индивидуально и проконтролировать выполнение задания первый раз.

Учебный материал первого года обучения этот ребенок усвоил в полном объеме.

Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом

Дети с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура (далее АФК) должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.

Дети-аутисты двигаются иначе: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует.

На занятиях адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с такими проявлениями, как:

— раскачивание всем телом;

— машущие движения пальцами, кистями и руками;

— однообразные движения головой, повороты;

— кружения, ходьба на цыпочках;

— нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.

Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за инструктором, следует:

— четко и медленно комментировать движения, выполняя их;

— частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;

— просить ребенка называть выполняемые движения;

— начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);

— развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;

— легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;

— выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;

— во время выполнения упражнений ритмично вести счет;

— чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку, побуждать к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.

Дети должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают, и в какой последовательности будут выполнять упражнения.

На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у детей сформировалось представление о себе.

Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи, нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.

Данной категории учащихся трудно регулировать свои действия в соответствии с командой учителя. В связи с этим основными целями обучения детей с РАС на уроке ФК, особенно в первом классе, являются:

- развитие имитационных способностей;

- стимулирование к выполнению занятий;

- формирование навыков ориентации в пространстве;

- воспитание коммуникативных навыков и умение взаимодействовать в коллективе.

На уроках я использую следующие педагогические технологии:

- формирование пространственной ориентации (использование цветных ориентиров, фишек, мячей, обручей);

- регулярное чередование видов деятельности;

- развитие моторики (упражнения с мячами разного диаметра, цвета и веса);

- индивидуальный подход к ребенку.

Контроль овладения двигательными навыками.

В течение всего учебного года ребенок- аутист занимался в сопровождении тьютора. Моей задачей, как учителя было максимально вовлечь ребенка в учебный процесс. Скажу честно – это получалось не всегда. Дети с нарушениями ауто имунной системы очень подвержены влиянию «внешних» факторов (погода, изменение дозировки или состава лекарств, каким по счету выпал урок физической культуры в учебном дне и т. д.). Если урок стоит в расписании 1 или 2, то ребенок работает очень продуктивно. В спортивном зале лучше, чем на пришкольном стадионе. (меньше отвлекается). Тем не менее, на конец учебного года этот ребенок освоил очень много и достиг больших успехов. Без помощи тьютора выполнял все упражнения для формирования осанки, комплекс упражнений на месте (разминка). Освоил и участвовал в игре «Ловишка» с использованием мяча. Ему очень нравится заниматься с мячом. С помощью тьютора, в паре с тьютором выполнял упражнения и задания с мячом. Я очень надеюсь, что достигнутый прогресс за лето полностью не утрачен, мы с ним продолжим «учиться» управлять своим телом и продолжим обучение.

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствования и самореализации.

Список использованной литературы:

1. Екимова М. М., Копылова В. А., Койра И. В. Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве // Школьная педагогика. — 2017.

2. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. А. Дмитриев. — М. : Академия, 2002.

3. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова М., 2011.

4. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. -М. : Советский спорт, 2003.- 152 с

Публикации по теме:

«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе Предлагаю материал для подготовки и проведения родительского собрания в школе по одной из актуальных проблем. Использовала рисунки и плакаты,.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку»Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников»Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников» Воспитанниками группы №3 в 2017-2018 учебном году являются 18 человек. Несмотря на то, что это старшая группа, «разброс» возраста детей.

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Развивающее обучение в начальной школе В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный подход при обучении детей с ОВЗ в начальной школе
Опубликовано: 12 октября 2021 в 20:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный подход при обучении детей с ОВЗ в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шумская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД