Анна Слепцова
Индивидуальный план работы «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через пластилинографию»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Публикация «Индивидуальный план работы „Развитие творческих способностей у старших дошкольников через пластилинографию“» размещена в разделах
- Лепка. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»
Цель: Развить мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Сплотить детский коллектив.
ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Сроки Работа с детьми Практические выходы Взаимодействие с родителями Практические выходы
Сентябрь - май
Методическая работа
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М. : АСТ; СПб: Сова, 2006
6. Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
7. Е. А. Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
8. Рони Орен «Секреты пластилина». – М., 2012 г.
9. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
10. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
11. Чернова Е. В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н. /Д. : Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Сентябрь Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг).
«В лес за грибами»
Цель: Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.
«Овощи на тарелке».
Цель: Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать,скатывать небольшие кусочки пластилина. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
«Астры»
Цель: Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Беседа «Путешествие в Пластилинию».
- Историческая справка о пластилине.
- Виды пластилина, его свойства и применение.
- Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. –
- Разнообразие техник работ с пластилином.
(придавливание, разглаживание, примазывание) Консультации и сообщения для родительского уголка.
Привлечение родителей к оснащению группы бросовым материалом для творчества. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Октябрь "Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке"
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).
"Божья коровка, улети на небо"
Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.
Оснащение группы дидактическим материалом, видеофильмами.
Оформление папки «Пластилиновые чудеса».
Просмотр видеофильма о нетрадиционных способах лепки.
Консультация на тему «Из чего можно лепить?» Буклет для родителей «Пластилинография для ребят»
Ноябрь
"Осень золотая"
Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук.
"Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем"
Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук.
«Дымковская игрушка - лошадка»
Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность.
«Дымковская игрушка - лошадка»
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Чтение художественной литературы по теме плана.
Работа с дидактическими пособиями, просмотр видеоматериалов. Оформить статью в родительский уголок
«Важные секреты по работе с пластилином»
Презентация фотогазеты «Маленькие творцы»
Декабрь "Белая снежинка мне на ладошку села"
Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.
"Снеговик"
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.
"Новогодние шары так прекрасны и важны"
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
"Елка новогодняя огоньками светится"
Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.
Создание коллективного панно
«Елочка-красавица».
Изготовление памяток о свойствах и способах работы с пластилином. Оформление памятки для родителей
«Рассматриваем и оцениваем детские работы».
День открытых дверей. Проведение мастер-класса для родителей по нетрадиционной технике лепки.
Январь «Пингвины на льдине»
Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.
"Зимняя картина"
Познакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.
"Вот что я умею" (самостоятельная
деятельность детей)
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
Организация выставки детских работ «Мы творим из пластилина».
Изготовление «пластилинового» алфавита Рекомендации для родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность»
Выставка детских работ.
Февраль "Галстук для папы"
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.
"Сердечки" (самостоятельная работа детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.
«Ваза с цветами»
Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.
«Павлин»
Познакомить детей с произведением П. Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
«За окошком снегири» коллективная работа. Творческое «задание на дом» – совместное изготовление лепной картины из пластилиновых шариков.
Консультация
«Занятия с пластилином в домашних условиях»
Март «Подснежники для мамы»
Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)
Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.
«Красивый коврик»
Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета.
Изучение методической литературы
«Весна идет…» Панно весенних цветов для мам. Выставка совместного творчества детей и родителей. Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»
Апрель "Волшебное яичко"
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия.
"Весна идет, весне дорогу"
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
"Проснулись жуки, червячки и другие насекомые"
Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.
Разработка диагностических материалов для старших дошкольников на выявление умений работы с пластилином.
Галерея лучших детских работ.
Итоговое анкетирование «Что вам дал этот проект?»
Май «Открытка к Дню обеды»
Продолжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В. О. В.
"Земляника"
Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.
Анализ своей работы
Итоговая диагностика на умение работы с пластилином. Консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей» Проведение тематического родительского собрания с презентацией видеофильма открытого занятия.
Самореализация
Май Беседа на тему «Что мы знаем о пластилине».
Май Отчёт по теме самообразования..
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы по пластинографии;
4. В работе с родителями включить беседы посиделки, организации совместных праздников.