Оксана Теребинова
Индивидуальный план профессионального развития «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15 г. Лениногорска»
муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Индивидуальный план
профессионального развития по теме :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
младшего дошкольного возраста
через сюжетно- ролевую игру»
на 2023-2024 учебный год
Разработала: О. В. Теребинова, воспитатель
Индивидуальный план профессионального развития
на 2023-2024 учебный год
1. Тема самообразования: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру».
2. Актуальные проблемы:
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития : импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
3. Цель работы по данной теме:
Повысить уровень профессиональной компетенции по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре.
5. Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования.
2. Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме.
3. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
4. Применить эти разработки на практике.
5. Определить эффективность разработанной системы сюжетно-ролевой игры.
6. Пополнить предметно-развивающую среду.
7. Оформить папки-передвижки для родителей.
8. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр.
9. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
10. Трансляция педагогического опыта в профессиональных сообществах.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- разработка комплексно – тематического
планирования.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных
теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме
самообразования,
- анализ результатов работы.
5. Перспективный план работы по теме самообразования
на 2023 – 2024 учебный год:
Работа с детьми:
№ Месяц Тема
1. Сентябрь 1. Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте». 2. Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших дошкольников.
2. Подборка детских художественных произведений. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».
3. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».
2. Октябрь Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.
3. Ноябрь 1. Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».
2. Игровое упражнение: «Накрой на стол».
3. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
4. Декабрь 1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».
3. Сюжетно-ролевая игра : «Магазин игрушек».
5. Январь 1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».
2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.
3. Фото-выставка «Как играют наши дети».
6. Февраль 1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».
2. Сюжетно-ролевая игра : «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек».
7. Март 1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».
2. Сюжетно-ролевая игра : «Дочки-матери».
8. Апрель 1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»
2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».
3. Экскурсия по улице села (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).
4. Сюжетно-ролевая игра : «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
9. Май Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру».
Работа с родителями:
№ Месяц Тема
1. Сентябрь Консультация «Организация сюжетно-ролевой игры. Создание предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста».
2. Октябрь Просмотр презентации «Игры на сказочные сюжеты и драматизация сказок в младшем дошкольном возрасте».
3. Ноябрь Обмен из опыта работы «Варианты игровых упражнений к сюжетно-ролевым играм».
4. Декабрь Просмотр видео-ролика по теме «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре».
5. Январь Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры».
6. Февраль Посещение занятий у других педагогов ДОУ с целью определения значения сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка и знакомства с организацией работы по использованию сюжетно-ролевой игры.
7. Март Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников».
8. Апрель Разработка с педагогами примерных сюжетно-ролевых игр с правилами по обучению детей ПДД
9. Май Выступление по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру».
Литература для изучения:
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. М. : Знание, 1973г.
2. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. - М. : Просвещение 1989г.
3. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – Москва 2009.
5. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997
6. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей» М., Гиа-пресс, 1999.
7. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.
8. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л. В Русскова. - М. : Просвещение 1986. - 280 с.
10. Панова Е. Н. «Сюжетно-ролевые игры»-пособие/ ЧП Лакоценин С. С.
11. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
12. Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005
13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-М. : Педагогика, 1986.- 408с
14. Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978
16. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с. 127