Наталья Владимировна Пеева
Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут.
«Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте».
Пеева Наталья Владимировна, воспитатель Детского сада «Березка», филиал Детского сада «Светлячок».
Срок изучения темы с 01.09.2020 г. по 31.05.2021г.
Публикация «Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Создать условия для формирования речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний по теме (изучение необходимой литературы по теме, посещение творческих групп, ООД у воспитателей, семинаров, мастер-классов, прослушивание вебинаров по теме).
2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами.
3. Подготовить задания для диагностики по развитию мелкой моторики рук для детей 3-4 лет.
4. Развивать речь ребенка, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
5. Предполагаемый результат: совершенствовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики; желание улучшить образовательный
процесс.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме «Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»;
- взаимопросмотры ООД у воспитателей своего ДОУ: «Использование современных педагогических технологий, применение методически грамотных приемов в воспитательно-образовательном процессе», проведение мастер- класса на тему: «Вариативное использование разнообразных методов в познавательно - речевом развитие», ООД на темы: «Капелька в гостях у ребят», «В гостях у бабушки Федоры» своего ДОУ;
- обобщение результатов по формированию речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
Практический выход:
- выставка продуктивной деятельности: “ Ручная умелость” (для родителей);
-анкетирование, консультации, памятки, выставки для родителей на тему:” Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте”;
- фотовыставка на тему: “Пальчиковые сказки” (для родителей);
- педагогический проект: “ Веселые ручки” (дети, родители).
Форма отчета по проделанной работе:
- сообщение на педсовете ( накопительная папка на тему: «Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»).
Литература:
1. О. П. Навицкая, Ум на кончиках пальцев. Москва. «Сова”, 2006.
2. С. Е. Гаврина, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Н. А. Рымчук, Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Ростов Н/ Д: Владис: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
4. С. Е. Большакова, Формирование мелкой моторики рук : игры и упражнениям. : Т Ц Сфера, 2006.
5. А. Е. Белая, Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. Москва., 2001.
6. М. М. Кольцова, Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург, 2006.
7. А. В. Хвастовцев, Умные ручки. Новосибирск: “Сибирское издание”, 2008.
8. С. Е. Шанина, Играем пальчиками, развиваем речь. Москва “Классик”, 2008.
9. Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева, Пальчиковые шаги. Санкт- Петербург, 2007.
10. А. А. Гуськова, Подвижные и речевые игры для детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2014.
11. В. А. Дергунская, Проектная деятельность дошкольников. «Центр педагогического образования», Москва 2013.
12. С. П. Савина, Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва Аст, 2005.
Работа с детьми:
Сентябрь
Задания для диагностики по развитию мелкой моторики рук для детей 3-4 лет.
Октябрь
Массаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры (со стихами, кукольные театры, выкладывание рисунков (семена, крупа, палочки и т. д.) по образцу.
Ноябрь
Игры с предметами (прищепки, пуговицы, пробки, бусины, крупы и др., пальчиковый театр, художественное творчество, массаж кистей и пальцев рук, конструирование, игровой массаж.
Декабрь
Игры с разнообразным материалом (трубочки для коктейля, бусины, шнурки с узелками и др., массаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры.
Январь
Игры-шнуровки, конструирование, игры (мозаика, пазлы, кукольные театры, игры с предметами домашнего обихода, художественное творчество.
Февраль
Выкладывание фигур из счётных палочек, собирание разрезных картинок, теневой театр, игры с мелкими предметами, рисование в нетрадиционной технике.
Март
Графические навыки (штриховка, дорисовка, трафареты, упражнения на координацию движений, массаж ладошек, игры с природным материалом (камешки, ракушки, плоды, листья, пальчиковые сказки, педагогический проект “Весёлые ручки”.
Апрель
Самомассаж кистей и пальцев рук (с грецкими орехами, карандашами, массажными мячиками, игры на развитие тактильного восприятия, разыгрывание небольших сценок с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев, игры с песком, художественное творчество.
Май
Задания для диагностики по развитию мелкой моторики рук для детей 3-4 лет.
.
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование: «Развитие мелкой моторики рук ребенка в младшем дошкольном возрасте».
Октябрь
Консультации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры».
Ноябрь
Индивидуальное консультирование: “Речь и пальчики».
Декабрь
Выставка дидактических игр, пособий и атрибутов: “Развитие мелкой моторики рук детей в младшем дошкольном возрасте”.
Январь
Памятки: «Пока мама на кухне», «Несколько идей, чем занять ребёнка».
Февраль
Фотовыставка: «Пальчиковые сказки».
Март
Педагогический проект: «Весёлые ручки».
Апрель
Выставка продуктивной деятельности: «Ручная умелость».
Май
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Работа с педагогами:
Сентябрь
Анкетирование «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры».
Октябрь
Упражнения для развития мелкой моторики рук детей в младшем дошкольном возрасте.
Ноябрь
Пальчиковый игротренинг «Речь и пальчики».
Декабрь
Мастер- класс на тему: «Вариативное использование разнообразных методов в познавательно - речевом развитие».
Январь
Выставка дидактических игр, пособий и атрибутов: «Развитие мелкой моторики рук детей в младшем дошкольном возрасте».
Февраль
Консультация: «Пальчиковые шаги».
Март
Выставка литературы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Апрель
Консультация: «Речь и пальчики».
Май
Фотовыставка на тему: «Пальчиковые сказки».