Ксения Владимировна Попова
Индивидуальный маршрут ребёнка на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Принято:
Педагогическим Советом
от «___» сентября 201_г.
Утверждено:
Приказом МБДОУ «ЦРР – д/с «Дельфин» №__ от «___» сентября 201_г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Дельфин»
Адаптированная программа индивидуального сопровождения
воспитанника средней группы компенсирующей направленности
срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Публикация «Индивидуальный маршрут ребёнка на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
Ф. И. О. авторов:
Попова Ксения Владимировна,
Учитель-логопед
Портяная Наталья Михайловна,
Психолог
Белая Оксана Петровна,
Воспитатель
Чудогашева Лариса Федоровна,
Воспитатель
Головина Екатерина Александровна
Музыкальный руководитель
Родькина Виктория Александровна
Инструктор по физической культуре
Абакан-2019
Основные сведения о воспитаннике
• Фамилия, имя, отчество воспитанника
• Дата рождения
• Место жительства,
• Фамилия, имя, отчество законного представителя ребенка
• Дата поступления в ДОУ
• Дата поступления в группу
• Заключение ПМПК
• Рекомендации ПМПК
Пояснительная записка
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
Адаптированная программа индивидуального сопровождения воспитанника в группе компенсирующей направленности разработана с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающая полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов:
• принцип природосообразности.
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях
Адаптированная программа индивидуального сопровождения воспитанника предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями.
Срок реализации программы с 01.09. 2019 по 31.05.2020 г.
Программа состоит из двух разделов:
I – диагностика функционального развития и выделение факторов риска.
II – основные направления коррекционной работы:
• Психологическое сопровождение
• Логопедическое сопровождение
• Педагогическое сопровождение
• Музыкальное сопровождение
• Физическое сопровождение
Основной формой организации образовательного процесса является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями
Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПК и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период
Содержание программы
Психологическое сопровождение
Цель: создание условий для развития психомоторных навыков, эмоциональной сферы.
Задачи:
1) Создать условия для обучения навыкам саморегуляции
2) Создать условия для развития межполушарного взаимодействия.
3) Создать условия для развития пространственных представлений.
4) Создать условия для развития для развития коммуникативных навыков.
№
п/п Период
реализации Содержание работы
С воспитанником С воспитателем С родителями
1 Октябрь Проведение индивидуальных занятий, направленных на развитие психомоторной сферы, подгрупповых занятий на развитие эмоционально-личностной сферы.
2 Ноябрь Проведение индивидуальных занятий, направленных на развитие психомоторной сферы, подгрупповых занятий на развитие эмоционально-личностной сферы. Консультация «Мудрые наказания»
3 Декабрь Проведение индивидуальных занятий, направленных на развитие психомоторной сферы, подгрупповых занятий на развитие эмоционально-личностной сферы. Консультация «Игры, направленные на развитие внимания и двигательного контроля»
4 Январь Проведение индивидуальных занятий, направленных на развитие психомоторной сферы, подгрупповых занятий на развитие эмоционально-личностной сферы.
5 Февраль Проведение индивидуальных занятий, направленных на развитие психомоторной сферы, подгрупповых занятий на развитие эмоционально-личностной сферы.
6 Март Проведение индивидуальных занятий, направленных на развитие психомоторной сферы, подгрупповых занятий на развитие эмоционально-личностной сферы.
7 Апрель Проведение итоговой диагностики психического развития, эмоционального развития. Ознакомление с результатами итоговой диагностики, выработка рекомендаций Ознакомление с результатами итоговой диагностики, выработка рекомендаций
Прогнозируемый результат:
- формирование навыков саморегуляции;
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- формирование пространственных представлений;
- повышение эмоциональной устойчивости.
Список литературы
1. Аралова М. А. «Справочник психолога ДОУ», Москва, 2007г.
2. Ильина М. Н. «Готов ли ваш ребенок к школе» СПБ, «Дельта», 1997.
3. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания», Москва, 2002г.
4. Полякевияч Ю. В. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Волгоград, 2010.
5. Сиротнюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», Москва, 2003г.
Логопедическое сопровождение
Цель:
Создание условий для овладения ребенком зачатками связной речи, коммуникативными навыками, элементами грамоты
Задачи:
1. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам
2. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми
3. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Направление коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Взаимодействие с воспитателем
Взаимодействие с семьей
Коррекция и развитие всех компонентов речи:
-звукопроизношение
-слоговой структуры слова
-фонематического восприятия
-лексико- грамматического строя речи
-связной речи Развивать слоговую структуру слова. Обогащать словарь, лексико- грамматический строй речи. Развивать связную речь. С воспитателем:
Тетрадь взаимосвязи
для ежедневных заданий логопеда воспитателю.
Выполнять рекомендации учителя-логопеда.
Создавать условия для развития лексико- грамматического строя речи, слухового восприятия, артикуляционной моторики, мелкой моторики. Рассматривать и описывать картинки, беседы по картинкам, систематическое чтение рассказов, сказок с анализом их содержания.
Прогнозируемый результат индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Овладение ребенком начатками связной речи, коммуникативными навыками, элементами грамоты
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Автор – составитель И. Г. Сухин. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
3. Воробьёва В. К. Развитие связной речи по моделям.
4. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5 – 7 лет: планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Лукина Н. А. Никкинен Н. И Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти). – СПб. «Паритет», 2003.
6. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
7. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
8. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
9. Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб. ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
11. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Издательство Эксмо, 2003
12. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : ВЛАДОС, 1994.
13. Синицина И. Ю. Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2002.
14. Смирнова Л. Н., Логопедия в детском саду, занятия с детьми с ОНР, пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей, М. :Мозаика – Синтез, 2004 г.
15. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. – М., 2001.
Педагогическое сопровождение
Цель:
Создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребёнка и обеспечение его всестороннего гармоничного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Способствовать природному процессу умственного, физического, психического развития ребёнка посредством организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, музыкально-художественной, продуктивной деятельности.
№ п/п Период реализации Содержание работы
с воспитанником с родителями (законными представителями) воспитанника
1.
В течение учебного года
Согласно «Рабочей программы совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет»
Согласно «Плана работы с родителями на 2019-2020 учебный год».
Прогнозируемые результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Успешное освоение ребенком Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб. : Детство-Пресс, 2012
2. Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
3. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». // Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010
4. Курочкина Н. А., Дети и пейзажная живопись. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
5. Курочкина Н. А., Знакомство с натюрмортом. Методическое пособие для педагогов
ДОУ. – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
6. Методические советы к программе «Детство». // Отв. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.
7. Михайлова З. А., Игровые задачи для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
8. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
9. Михайлова З. А., Сумина И. В., Челпашкина И. Н. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации для детей 4-5 лет. СПб. : – Детство-Пресс, 2009.
10. Новицкая В. А., Римашевкая Л. С., Хромцова Т. Г., Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
11. Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие. / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
12. Новицкая В. А., Римашевкая Л. С., Хромцова Т. Г., Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
13. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Средняя группа. Методическое пособие. / Под ред А. Г. Гогоберидзе. – М. : Центр Педагогического образования, 2008. – М. : Центр Педагогического образования.
Музыкальное сопровождение
Цель:
Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для формирования начальных певческих навыков;
2. Способствовать развитию музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового;
3. Создать условия для освоения элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
Направления деятельности
№ п/п Период реализации Содержание работы
с воспитанником с родителями (законными представителями) воспитанника
1.
в течение учебного года
Согласно адаптированной программы организованной образовательной деятельности педагога с воспитанниками групп компенсирующей направленности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Согласно «Плана работы с родителями на 2019-2020 учебный год»
Прогнозируемый результат индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
Успешное освоение обучающимся адаптированной программы «Тропинка к успеху».
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981
2. Дзержинская И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М. : Просвещение, 1985
3. Коренева Т. Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (в 2 частях) – Учебно-методическое пособие
4. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
5. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей (в 2 частях)- М. :»Владос», 1997
6. Тарасова К. В., Рубан Т. Г., Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М. : Мозаика-синтез, 2001
7. Тютюнникова Т. Э., Элементарное музицирование – М. : АСТ, 1998
Физическое сопровождение
Цель: создание условий для гармоничного физического развития и развития физических качеств.
Задачи:
• Способствовать развитию физических качеств: выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, силы, скоростно-силовых качеств.
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Направления деятельности
№ п/п Период реализации Содержание работы
С воспитанником С родителями (законными представителями) воспитанника
1. В течение учебного года Согласно адаптированной программы организованной образовательной деятельности педагога с воспитанниками групп компенсирующей направленности по реализации образовательной области «Физическое развитие» Согласно «Плана работы с родителями на 2019-2020 учебный год»
Прогнозируемый результат индивидуальной коррекционно-развивающей работы: Успешное освоение ребенком адаптированной программы «Тропинка к успеху».
Список литературы:
1. Алямовская В. Г. «Здоровье - комфорт», 1993г.
2. БересневаЗ. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2003.
3. Галанов А. С. Игры, которые лечат.
4. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М. : ТЦ Сфера, 2002.
5. Кузнецова С. В. Туризм в детском саду. Москва:Обруч, 2013.
6. Маханёва М. Д. Развитие здорового ребёнка. М. : Аркти, 2004.
7. Моргунова О. Н. Физкультурно оздоровительная работа в ДОУ.
8. Осокина Т. И. физическая культура в детском саду. М. : Просвещение, 1986.
9. Тарасова Т. А. Контроль за физическим состоянием. М. : Творческий центр, сфера, 2006.
10. Тимофеева Е. Ю,Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика для дошкольников. Изд. Корона. 2008.
11. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду. – М. : Изд. Гном и Д, 2004.
12. Швалева Т. А. Осанка вашего ребенка. - Абакан. Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006г.