Нина Николаевна Семёнова
Индивидуальный маршрут (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 34 «Красная шапочка»
Индивидуальный образовательный маршрут
Выполнила:
Семёнова Н. Н.
учитель - логопед
МБДОУ Д. с № 34
Осинниковский городской округ, 2022
Логопедическое представление
на воспитанника старшей группы Вани Б., 5 лет
Публикация «Индивидуальный маршрут (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
В ситуации обследования выявлено неустойчивое внимание на предлагаемых объектах. Не может долго находиться в одной позе. Особо выражено моторное беспокойство. Обращенную речь понимает хорошо, трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи.
Физическое развитие мальчика соответствует возрасту.
Уровень развития ВПФ в пределах средней возрастной нормы.
Моторика. Несколько моторно неловок, наблюдается небольшая косолапость в походке. Уровень развития мелкой моторики недостаточен. Не правильно удерживает карандаш, при выполнении штриховки и раскрашивания выходит за границы предмета. Движения органов артикуляции ограничены по объему, не может без механической помощи поднять язык в верхнее положение, при выполнении динамических упражнений отмечаются значительные затруднения. Спинка языка постоянно находиться в тонусе.
Строение артикуляционного аппарата без особенностей, в анамнезе подсечение подъязычной связки.
Звукопроизношение. Отмечается отсутствие свистящих, шипящих и сонорных звуков, так же отмечается тотальный дефект смягчения согласных звуков.
Звуко-слоговая структура. Нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Языковой анализ и синтез. Представление о предметном ряде не сформировано. Затрудняется в определении первого гласного в слове, даже в ударном положении. Не умеет определить по образцу количество слогов. Представление о предложении не сформировано.
Фонематическое восприятие. Грубо нарушена дифференциация согласных звуков по твердости мягкости.
Грамматический строй. Среди ошибок грамматического оформления речи у ребенка часто встречаются следующие нарушения: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, неправильное согласование числительных с существительными, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание, ошибки в употреблении падежных форм множественного числа. На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Словарный запас. Не затрудняется в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых предметов из жизненного опыта. Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, у Вани встречаются следующие ошибки: замена названия части предмета названием целого предмета, подмена названий профессий названиями действия, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В свободных высказываниях ребенок мало пользуется прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Связная речь. Может свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Хотя Ваня пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений. При составлении предложений по картине Ваня, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Логопедическое заключение: дизартрия средней степени тяжести, ОНР (3уровень речевого развития) тотальный дефект смягчения согласных звуков, отсутствие свистящих, шипящих и соноров. Не дифференцирует звуки по твердости мягкости. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, нерезко выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект, в пределах средней нормы. В поведении адекватен, контактен.
Направления Задачи Методы, способы, приёмы Игры
1. Развитие общей и мелкой моторики. 1. Формировать умение координировать движения своего тела;
2. Формировать умение координировать движения пальцев рук. Показ, подражание,
двигательно – кинестетические. 1.«Ножками потопаем»
2.«Прогулка»
3. «Разглаживание скомканных бумажных комочков»
4. «Катание карандашей, орехов, сухих ягод между ладонями»
5. «Тематические пальчиковые игры»
2. Развитие мимики и эмоций. 1. Формировать умение изображать мимические позы по картинкам. Иллюстрации,
демонстрации,
подражание 1.«Веселый - грустный»
2. «Злой – добрый»
3.«Вкусный обед»
4.«Кислый лимон»
3. Развитие фонематического восприятия. 1. Формировать умение определить и выделить согласный звук.
2. Формировать умение дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные звуки С опорой на
картинку,
на слух,
прослушивание магнитофонных записей, использование звучащих игрушек 1.«Поймай звук»
2. «Флажки»
3. «Ушки слушки»
4. Развитие языкового анализа и синтеза. 1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
4. Знакомить с буквами.
5. Формировать умение выделять гласный в начале слова,
6. Формировать умение подбирать слова на гласные звуки.
7. Форимровать умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
8. Формировать умение выделять изучаемые согласные звуки из слова (начало, конец, середина).
9. Формировать умение определять количество звуков в слоге, слове.
11. Упражнять в составлении звуко-слоговой схемы слогов.
12. Формировать умение «печатать» буквы, слоги, с пройденными буквами.
13. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. Инструктаж,
подражание,
знаково- символическое моделирование, знаковые схемы,
упражнения 1. Игра «Угадай, где звенит?»
2. Знакомство с гласными звуками;
3. Игра «Назови первый звук в слове»
4. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).
5. Игра «Подбери слово»
6. Игра «Найди место звука в слове»
7. Игра «Отвечай не торопись»
8. Знакомство с согласными звуками.
9. «Хлопай не зевай»
10. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
11. «Засели домик»
12. «Считай не ленись»
13 «Составь схему слога»
14 «Будь внимателен»
15 «Найди букву»
16 «Построим пирамиду»
17 «Как их зовут»
5. Развитие артикуляционной моторики, просодии, дыхания. 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
2. Формировать правильное речевое дыхание.
3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
Инструктаж,
показ,
подражание упражнения. 1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Игра «Поезда»
4. Игра «Тише - громче»
5. «Буря в стакане»
6. Дутье на ватку, полоску бумаги, бумажные игрушки т. д.
6. Коррекция звукопроизношения. 1. Развивать речевой аппарат, подготовить его к постановке свистящих звуков.
2. Формировать умение правильно произносить свистящие звуки.
3. Автоматизировать свистящие звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи. По подражанию, механический,
смешанный, речевые упражнения «Поем песенку водички»
«Поем песенку комарика»
«Подружим звуки»
«Попугайчик»
«Логопедическое лото»
«Игры бродилки»
«Доскажи словечко»
«Найди пропавший слог»
7. Работа над слоговой структурой слова 1. Формировать умение плавно переключаться со слога на слог.
2. Формировать умение плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
3. Формировать умение «наращивать» слова.
4. Формировать умение произносить слова со стечением согласных.
5. Формировать умение делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове. По словесному образцу, показ образца задания и способа выполнения, по медленному произношению по слогам, многократное повторение, графические схемы, намеренные ошибки «Телефон»
«Сосчитай не ошибись»
«Назови правильное слово»
«Конец слова за тобой»
«Пирамида»
«Назови слово правильно»
8. Развитие импрессивной речи. 1. Формировать умение понимать значения пространственных наречий.
2. Развивать навык выполнять 3 действия по одной инструкции.
3. Формировать умение исключать лишний предмет.
4. Развивать навык обобщения предметов по видовым (родовым) признакам.
5. Формировать навык узнавать предмет по описанию. Инструктаж,
иллюстрации,
речевые и творческие упражнения «Выполни команды»
«Выполни инструкцию»
«Четвертый лишний»
«Найди пару»
«Ассоциации»
«Сравни предметы»
«Угадай по описанию»
«Чудесный мешочек»
9. Развитие словаря 1. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами
2. Развивать навык пользоваться антонимами и синонимами.
3. Формировать умение образовывать прилагательные с уменьшительными суффиксами, отно-сительные и притяжательные прилагательные.
4. Развивать навык образовывать приставочные глаголы.
5. Тренировать умение пользоваться всеми простыми предлогами. Показ,
комментирование,
словотворчество, словесные игры, словесное опосредование «Назови ласково»
«Назови больше»
«Игра - наоборот»
«Слова - родственники»
«Чей хвост, нос, лапа»
«Едем на машинке»
«Игра прятки»
10. Коррекция грамматического строя речи. 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис-ла в именительном падеже по лексическим темам
2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательн. с уменьшительными суффиксами по лексич. темам.
3. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным 5. Закрепление умения образовывать и использовать воз-вратные глаголы, глаголы в разных временных формах
6. Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
7. Развивать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
8. Развивать умение согласовывать числительные два и пять с существит-ми. Показ, иллюстрации,
по образцу, по аналогии
словотворчество, словесные игры, модели, упражнения, словесный отчёт «Чудесный мешочек»
«Один - много»
«Посчитаем»
«Услышь ласковое»
«Игра Жадина»
«Игра много чего?»
«Цепочка»
«Скажи правильно»
«Подумай и назови»
«Магазин посуды»
«Два брата ИК и ИЩ»
«Назови профессии»
«Что без чего»
«Чьи вещи»
«Какой, какая, какие?»
«Что из чего?»
11. Развитие связной речи. 1. Развивать умение составлять простые распространённые предложения.
2. Формировать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Формировать умение составлять описательные рассказы по лексическим темам.
4. Развивать умение пользоваться диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Формировать умение пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказ). Иллюстрации,
рассказ, пересказ, беседа, игры – драматизации, «Найди картинке место»
«Где начало рассказа?»
«Какая картинка не нужна?»
«Что изменилось?»
«Почемучкины вопросы»
«Потому что»
«Опиши угадай»
«Закончи сам»
«Нарисуй сказку»
«Объясни что такое»