Нина Митрофанова
Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника «Аспекты семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Правила приёма детей в 1 класс предусматривают комплексный медицинский осмотр с определением функциональной готовности к обучению.
Однако, некоторые дети, принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых индивидуальных особенностей, определяющих школьные трудности, относятся: эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрия.
Наиболее острой проблемой является леворукость, при которой функциональная организация мозга не всегда является противоположностью праворукости, а носит иной характер функционирования мозга.
Публикация «Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника „Аспекты семейного воспитания“» размещена в разделах
Исследователи М. Г. Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, отмечают, что такие дети требуют особого подхода и внимания со стороны родителей и учителей.
В исследованиях М. М. Безруких отмечается, что адаптация леворуких учащихся проходит трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.
В деятельности леворукого ребёнка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Недостаточная зрительно – двигательная координация (плохой почерк, затруднения в срисовывании графических изображений).
2. Особенности пространственного восприятия (искажённое восприятие форм и пропорций фигур, плохая зрительная память, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, смешение близких по написанию букв: т-п, м-л, н-к, и-н).
3. Быстрая утомляемость.
4. Сложности в концентрации и переключении внимания.
5. Склонность к пассивному восприятию действительности.
6. Речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа, сбивчивость, запинки, заикание, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний).
При этом необычайная эмоциональность, богатство интонаций, активная жестикуляция.
7. Повышенная эмоциональная чувствительность (ранимость, тревожность, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, боязливость).
При этом целостность натуры, открытость, внушаемость, способность тонко чувствовать и переживать.
8. Осложнённая адаптация к школьной жизни.
В период подготовки к обучению в школе и в 1 классе родителям и учителям можно использовать следующие практические приё мы:
Пространственные представления начинать тренировать с ориентации в собственном теле (правая рука, левая рука; надень левый ботинок; вытяни вперёд руку, на листе бумаги; в ходе физкультурных занятий; при изготовлении аппликаций, конструировании.
Упражнения на координацию движений (гимнастика для глаз, рук, для левой руки; тактильная гимнастика; игры с палочками (спичками).
Развитие мелкой моторики рук (застёгивание и расстёгивание, завязывание и развязывание узелков, бантиков, перекладывание мелких деталей тремя пальцами, штриховка, рисование, плетение из ниток закладок, ковриков, вязание, вырезание ножницами).
Точка отсчёта при письме - часы, браслет, колокольчик на левой руке.
Точка отсчёта при чтении – выделение первой буквы в строке, при необходимости – в каждом слове.
«Обходные» пути обучения – пошаговое обучение (памятки, алгоритмы).
Помнить! Левше противопоказано безотрывное письмо.
Леворукий ребёнок выбирает для себя удобный вариант начертания букв. Допускается прямое и левонаклонное письмо.
Любое занятие начинать с повторения, учитывая особенности памяти леворуких – от настоящего к прошлому.
Режим дня с часами отдыха, прогулками; никаких «продлёнок»!
Для успешного обучения леворукого ребёнка в школе следует учитывать три направления работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей, учителей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребёнок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.
Список использованной литературы:
1. Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. №11. 1986.
2. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория. 2004. - 300 с.