Антоненко Людмила
Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с задержкой психического развития имеют сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего психического и соответственно речевого развития, требуют специальных индивидуальных условий воспитания и обучения, так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории. Индивидуальный маршрут носит коррекционно-развивающий характер, предназначен для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ЗПР (сложной структуры дефекта). Индивидуальный маршрут составляется в соответствии с нормативными документами, Законом РФ «Об образовании», основан на программах:. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. и «Программа обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н. В, и разработках отечественных и зарубежных ученых в области логопедии, дефектологии, специальной педагогики и психологии.
Публикация «Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним» размещена в разделах
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развитии речи ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Индивидуальные маршруты особенно востребованы при организации коррекционно-профилактической развивающей работы. Работа должна строиться с учётом индивидуально-типологических и психологических особенностей детей. Учитывается все факторы, которые позитивно и негативно влияют на ребенка: состояние физического развития, центральной нервной системы, воздействие на ребенка микро-социальной среды.
Каждый ребенок, имеющий отклонение в развитии речи, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей дошкольнику преодолеть нарушение развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы догнать в развитии детей не имеющих отклонений. Это возможно лишь при условии формировании вокруг такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок и родители.
Важно, чтобы коррекционная работа развития речи ребенка строилась последовательно и постепенно- от простого к сложному, от исправления недостатков к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Вся коррекционная работа по индивидуальному маршруту должна заблаговременно, четко планироваться на основе данных проверки состояния речи и возможностей ребенка. Помимо указания над каким несовершенством речи у данного ребенка должна производиться работа, отмечается нужный речевой материал и игры. Показателем развития речи ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь, поэтому программу по развитию речи провожу в системе, охватывая все ее стороны: словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связная речь.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Особенности работы по созданию индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Построение маршрута :
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, я опираюсь на следующие принципы:
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Для эмоционального благополучия ребенка мною проводится:
Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
• «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети рассказывают интересные истории из своей жизни.
• «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
• «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям провожу:
• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
• Коллективные работы по изобразительной деятельности.
• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы).
Для развития коммуникативной компетентности ребенка использую:
• Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.
• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
• Игры драматизации.
• Театрализованные игры.
• Просмотр спектаклей,
• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
Для развития социальных навыков у ребенка провожу:
• Дидактические игры («Правда или нет»).
• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
• Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.