Малюкова Татьяна Александровна
Индивидуальность дошкольника как важнейшее условие развития речи дошкольника при построении образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация из опыта работы «Индивидуальность дошкольника -как важнейшее условие развития связной речи дошкольника при построении образовательного процесса»
Слайд №2. Формирование правильной связной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Публикация «Индивидуальность дошкольника как важнейшее условие развития речи дошкольника при построении образовательного процесса» размещена в разделах
Слайд №3.
С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
Слайд №4
Одним из основных принципов речевого развития является
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
(далее - индивидуализация дошкольного образования).
Слайд №5
Одним из основных принципов дошкольного образования является
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей (умения, навыки, темперамент) каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
(далее - индивидуализация дошкольного образования).
Слайд №6.
Уровни индивидуализации
Группа
Подгруппа
Персональный уровень (ребенок)
Индивидуализация основывается на том, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Слайд №8,9,10
Индивидуальная работа по развитию связной речи из моего опыта работы в группе происходит:
в режимных моментах (одевание, культурно-гигиенические навыки);
во время прогулок;
в процессе игр;
во время проведения НОД
в процессе труда;
во время праздников и развлечений;
во время индивидуальной
Слайд №11.
На основе индивидуальных умений, речевых навыков я даю разноуровневые задания – одно из условий индивидуализации и дифференциации обучения. Например НОД «Домашние животные, птицы» : ребенок который умеет хорошо говорить –называет животное, чем питается, а ребенок,говорящий плохо или совсем не говорит предлагаю задание как кто кричит, говорит?
Слайд №12
В индивидуальной работе развиваю мелкую моторику (Гладить животных (мягкие игрушки, пальчиковая гимнастика,нанизывание бусин, шнуровки, мозаика) артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье,Надуть щечки» (щечки толстые – худые).». Имитация движений, «Упражнение «Умывание»(Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки блестели, Чтобы глазки горели,Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.»
упражнение на развитие речевого дыхания : «Веселые фрукты», «Перышко» Упражнение «Осенние листочки»медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет, плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторять 3-5 раз).
Слайд №13. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников, можно использовать игровое пособие «Речевой куб»
Слайд №14 Использую в индивидуальной работе дидактические игры, чистоговорки на лексические темы и т. д.
Слайд №15 В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников, можно использовать игровое пособие «Речевой куб». Использование «Речевых кубов» позволяют достичь успехов в развитии разных сторон речи детей, побуждая к активному участию каждого ребёнка. Дети могут высказывать своё мнение, сравнивать, обобщать. У них значительно обогащается словарный запас, закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательно составлять рассказы,
Слайд №16. В старшем возрасте в работе с детьми применяю опорные схемы и мнемотаблицы, опорные картинки. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Например для рассказывания сказок и стихов, для составления рассказов о предметах, животных.