Ирина Пальцева
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] с использованием визуально-ритмического ряда «Прогулка по лесу»
▼ Скачать +Заказ
учитель - логопед
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] с использованием визуально-ритмического ряда. «Прогулка по лесу».
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука [Л],
-закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях,
- согласовывать имена существительные с числительными.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] с использованием визуально-ритмического ряда „Прогулка по лесу“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- развивать фонематический слух,
- развивать речевое дыхание, целенаправленную воздушную струю,
- развивать моторику артикуляционного аппарата,
- развивать общую и мелкую моторику,
- рецепторное воздействие на кисти рук, обогащение тактильного опыта,
- развивать слухоречевую, двигательную память, внимание, мышление, воображение, зрительный гнозис,
- развивать межполушарное взаимодействие,
- развивать силу голоса.
Корекционно-воспитательные:
- воспитывать правильную звуковую культуру речи,
- воспитывать навыки самоконтроля
- воспитывать интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Оборудование и материалы: аудиозапись шум ветра, игрушка Белочка, картинки с изображением белок, шишки, каштаны, кленовые листья, лукошко большое и маленькое, орешки, сушенные яблочки, пинцет, маркерная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть на занятии. Сегодня у нас на занятии гость. А кто это, узнаешь когда отгадаешь загадку:
По деревьям скок- скок, да орешки щелк-щелк… (белка)
Ответ ребенка.
Логопед: Правильно, это белка! Посмотри, какая она… Алина, а где живут белки?
Ответ ребенка.
Аудио заставка шум леса.
1. Дыхательная гимнастика. Визуально-ритмический ряд ( 1:1).
(Большой кленовый лист/ маленький кленовый лист/ большой кленовый лист/…3 повторения каждого элемента)
Логопед: Белка нас приглашает прогуляться по лесу, подышать свежим, чистым воздухом. Посмотри, она хочет, чтобы мы прошли по этой тропинке и выполнили дыхательные упражнения. Когда ты встаешь на большой кленовый лист, делай глубокий вдох и глубокий выдох, когда ты встаешь на маленький кленовый лист, делай короткий вдох, и короткий выдох. Выполняй, но не торопись.
Ребенок выполняет.
Логопед: Алина, посмотри, а вот и место, где любит играть белка со своими друзьями и подругами листиками, шишками, каштанами. Они и нам оставили, давай и мы с тобой поиграем.
Присаживаемся за стол перед зеркалом.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: вспомни, пожалуйста, какой звук мы с тобой учимся красиво говорить?
Ответ ребенка.
3. Характеристика артикуляции звука [Л].
Логопед: Давай, вспомним как нужно произносить красиво звук [Л]
Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, широкий язык за верхними зубами. Воздушная струя идет по бокам языка. Гудим как пароходы: Л Л Л Л.
4. Визуально-ритмический ряд ( 1:1, артикуляционная гимнастика.
( картинки артикуляционных упражнений выложены в ряд: «Заборчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Чистим зубы», «Маляр», над ними выложены желуди чередуясь 2шт/3шт/2шт/3шт…
Логопед: Чтобы ты красиво произносила звук, давай его немного разомнем.
Смотри белочка нам оставила картинки, а над картинкой положила желуди. Где два желудя, будем 2 раза выполнять артикуляционное упражнение, а где три желудя, повторим упражнение 3 раза… И так мы будем чередовать.
Ребенок выполняет.
5. Развитие фонематического слуха.
(выкладывание дорожки из желудей)
Логопед: А теперь, если ты услышишь звук [Л] в словах, клади желудь, а если его нет, ничего не делай. Слушай внимательно и строй свою дорожку из желудей: Лось, рысь, воЛк, бурундук, барсук, беЛка, дятеЛ, ворона, гаЛка.
Ребенок выполняет.
6. Визуально-ритмический ряд ( 1: 1:1, отработка основного упражнения парус, изолированного произношения звука [Л], упражнение на развите целенаправленной воздушной струи.
(шишка/ каштан, кленовый лист/ шишка/ каштан/ кленовый лист… 5 повторений каждого предмета)
Логопед: Когда кладешь шишку, выполняй упражнение «Парус», когда кладешь каштан- упражнение «гуди как пароход: ЛЛЛЛ», а когда берешь лист, сдувай его широким язычком с ладошки. Продолжай…
Ребенок выполняет.
Логопед: Какая красивая дорожка у тебя получилась!
7. Визуально-ритмический ряд ( 1: 1:1, автоматизация звука [Л] в слогах.
Логопед: Теперь по этой дорожке побегут твои пальчики и ладошка, будут выполнять движения, а ты одновременно будешь проговаривать слоги : Ал-Ол-Ел.
Когда шишка, мы ее катаем ладошкой и проговариваем : Ал-Ал, когда каштан-указательным пальчиком стучим по нему и проговариваем : Ол-Ол, а когда лист-стучим ладошкой: Ел-Ел. Продолжай…
Ребенок выполняет.
Логопед: Замечательно!
8. Визуально-ритмический ряд ( 1: 1:1, автоматизация звука [Л] в словах.
Логопед: Теперь правая ручка отдыхает, потрудиться левая. Она будет выполнять тоже самое, только проговаривать будешь уже слова. Когда шишка-палка, когда каштан-иголка, а когда лист-белка и тд. Продолжай.
Ребенок выполняет.
9. Визуально-ритмический ряд ( 1: 1:1, автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.
Логопед: А теперь мы будем двигать эти предметы правой рукой и проговаривать одновременно словосочетания. Шишку двигаем вперед и проговариваем : белая палка, крутим каштан: колкая иголка, тянем лист к себе: милая белка. Продолжай.
Ребенок выполняет.
10. Визуально-ритмический ряд ( 1: 1:1, автоматизация звука [Л] в предложениях.
Логопед: Как здорово мы с тобой поиграли, давай приберем за собой, белочке будет очень приятно! Складывай все шишки пинцетом и проговаривай : Я кладу белке в лукошко. Выполняй.
Ребенок выполняет.
Логопед: А теперь складывай двумя руками листья и каштаны и проговаривай тоже предложение, только я тебе буду говорить имена. Например, Мила кладет белке в лукошко. Лада… Алла… Влад… Павел…
Ребенок выполняет.
Логопед: Здорово у тебя получилось и порядок навела, белка очень рада! Она зовет нас дальше прогуляться по лесу и немного размяться.
11. Логоритмическое упражнение.
Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх)
Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела (присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)
12. Визуально-ритмический ряд ( 1:1). Согласование числительных с существительными, автоматизация звука [Л] в словосочетаниях, работа над голосом (дифференциация шепотной и громкой речи, развитие зрительного гнозиса.
Логопед: Посмотри, белка решила познакомить нас с тобой со своими друзьями и подругами, вот их фотографии. Если ты видишь фото, где белка смотрит нас, лапками закрыла носик и как будто что-то шепчет, говори тихо: милая белка и рисуй короткую палочку. А если ты видишь белку, которая смотрит в сторону и как будто хочет громко кого-то позвать, говори громко: милая белка и рисуй длинную линию.
Ребенок выполняет.
Логопед: Какая прекрасно мы гуляем с белкой по лесу, но ее ждут подруги и друзья играть, ей пора к ним бежать.
Рефлексия.
Логопед: тебе понравилась прогулка по лесу с белкой? А что больше всего тебе понравилось?
Ответ ребенка.
Логопед: Белочка тоже в восторге от того, как ты старательно выполняла все задания и красиво проговаривала слова, она тебя угощает любимыми лакомствами: орешками и сушенными яблочками.